CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ш.Хамраев: Кыргызстан пытается решить свои проблемы за счет водопользователей Узбекистана и Казахстана

29 июля 2008

Ш.Хамраев: Кыргызстан пытается решить свои проблемы за счет водопользователей Узбекистана и Казахстана

28 июля 2008, 18:49, CA-NEWS

CA-NEWS (UZ) - Проблема международного сотрудничества в бассейне рек Нарын - Сырдарья

ИА «Жахон» при МИД Республики Узбекистан 26 июля 2008 г. Ш.Хамраев, Заместитель министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан

Все водные ресурсы центральноазиатских рек распределены в рамках «Схем комплексного использования водных ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья», которые согласованы всеми государствами региона.

Узбекистан как страна с наибольшим количеством населения потребляет более 50 процентов всех водных ресурсов рек Центральной Азии. При этом более 85 процентов водных ресурсов республики формируется за ее пределами, и основные водохранилища, регулирующие сток рек Сырдарья и Амударья, а также отдельные крупные водохозяйственные объекты Республики Узбекистан расположены на территории сопредельных государств.

Учитывая, что реки Нарын-Сырдарья и Амударья имеют статус трансграничных, все государства этих бассейнов должны выполнять общепринятые требования по отношению к трансграничным рекам и соблюдать международное и историческое право каждого на законную долю воды.

Однако в настоящее время у государств региона имеются различные подходы к решению водных и топливно-энергетических проблем. Так, например, Кыргызская Республика в одностороннем порядке изменила режим работы Токтогульского водохранилища от ирригационного к энергетическому. Это привело к тяжелым водохозяйственным и экологическим проблемам в бассейне реки Сырдарьи, особенно в среднем и нижнем ее течении, где ежегодно в летний период ощущается нехватка оросительной воды, а в зимний период, наоборот, происходит подтопление орошаемых земель и народнохозяйственных объектов.

Естественно, возникают вопросы: на каком основании меняется природный гидрологический режим трансграничной реки? Почему отработанная в собственных интересах вода без согласования сбрасывается на территорию других государств? Кто возместит ущерб от искусственных паводков и засухи?

В ходе состоявшегося 30 июня - 1 июля 2008 года визита спецпредставителя Генсека ООН Мирослава Енча в Кыргызскую Республику премьер-министром И.Чудиновым было заявлено, что соседние страны считают необходимым оставить выработку электроэнергии в Кыргызской Республике на прежнем уровне. По его словам, Кыргызстан в водно-энергетических вопросах придерживается международных норм. Страны, расположенные ниже по течению реки Нарын, должны получать 50 процентов от общего объема стоков воды и Кыргызстан может спускать этот объем, расписав его по графику круглый год, но здесь вопрос ставится по-другому: соседние страны хотят получить свою норму в летний период.

Анализ проводимой линии кыргызского правительства свидетельствует, что, несмотря на высокую водность реки Нарын (бассейн р.Сырдарья), Токтогульское водохранилище ежегодно срабатывало намного больше воды, чем необходимо было для удовлетворения собственных нужд Кыргызстана и нужд орошения. За последние 5 лет в межвегетационный период кыргызской энергосистемой был осуществлен экспорт электроэнергии в коммерческих целях на 5 млрд. кВт/ч., что эквивалентно дополнительной сработке Токтогульского водохранилища в объеме 6,0 млрд. куб.м. Ссылаясь на суровую зиму, токтогульские энергетики сработали только в невегетационный период 2007-2008гг. на два миллиарда кубометров воды больше, чем было предусмотрено согласованным графиком попусков. Снизив запас воды в водохранилище почти до мертвого объема, они тем самым поставили и себя, и страны, расположенные ниже по течению, на грань водного дефицита. Это и явилось основной причиной создавшейся кризисной ситуации с водохранилищем.

Узбекистан считает, что Кыргызская Республика не должна компенсировать эту сработку за счет сокращения попусков воды в период вегетации.

Кроме этого, в международном водном праве нет такого положения, по которому Узбекистан и Казахстан имеют право только на 50 процентов стока Нарын-Сырдарьи. В Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 года, а также Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 1997 года предписывается справедливое и разумное использование трансграничных водных ресурсов с сотрудничеством сторон на основе общепризнанных международных норм и правил, суверенного равенства, взаимной выгоды и добросовестности.

Проектом строительства Токтогульского водохранилища предусматривалось повышение водообеспеченности орошаемых земель на площади 918 тыс.га и обеспечение прироста новых орошаемых земель на площади 400 тыс.га. Проектная же мощность выработки электроэнергии при этом устанавливалась в объеме 4,4 млрд. кВт/ч, в год.

И.Чудинов высказался, что соседние страны должны участвовать в регулировании стока, а попуски воды из Токтогульского водохранилища должны осуществляться в объеме 60 процентов от общего стока летом, 40 процентов - зимой.

Токтогульское водохранилище создавалось преимущественно для работы в ирригационном режиме и до 1990 года сбросы воды из него в среднем составляли в вегетационный период 72 процента, в невегетационный период - 28 процентов от годовой величины сбросов воды.

По мнению премьер-министра, роль воды заключается лишь в выработке энергоресурсов, но если исходить из международного права и истории международных отношений по трансграничным рекам, нигде гидроэнергетика не пользуется приоритетом перед другими видами использования водных ресурсов. Что касается выработки электричества в Кыргызской Республике, то она может расти, но не в ущерб другим пользователям воды в качестве источника жизни. Исходя из международного права, если одностороннее использование воды наносит ущерб другим водопользователям, то этот ущерб должен компенсироваться.

Испокон веков все народы, населяющие долины рек Центральной Азии, пользовались водой этих рек, и в мировой практике отсутствует факт умышленного задержания водных ресурсов в искусственных водоемах для последующей продажи в качестве товара.

Кыргызская сторона осуществляет регулирование стока в своих интересах, а не в интересах расположенных ниже по течению стран и практически продолжает настаивать на своем монопольном праве на водные ресурсы Нарын-Сырдарьинского бассейна, что не может быть признано обоснованным. Используя мощности Токтогульского гидроэнергетического комплекса, Кыргызстан пытается решить свои внутренние проблемы за счет водопользователей Узбекистана и Казахстана.

Бытовой сток Нарына, который имеет преимущественно летний характер, Токтогульский резервуар регулирует в интересах зимних попусков гидроэнергетики. Таким образом, Токтогульское водохранилище не увеличивает оросительную способность, как было предусмотрено его проектом, а уменьшает ее почти в два раза, нанося тем самым ущерб сельскому хозяйству соседних стран.

О какой же компенсации и участии в регулировании может идти речь? Если бы Токтогульское водохранилище увеличило попуски в маловодные годы против бытового стока в летний период и кыргызская сторона не требовала бы при этом оплаты за электроэнергию, то такой порядок мог бы быть признан всеми расположенными ниже по течению странами. Но это не осуществляется, и регулирование идет во вред соседям. Это демонстрируется и в игре с горизонтами воды ниже Нарынского каскада, когда ежедневно попуски Учкурганской ГЭС ночью доводятся до нуля, оставляя русло пустым, а головные сооружения - Большой Ферганский канал, Большой Андижанский канал и Северный Ферганский канал остаются разрегулированными на полдня. На предупреждение Бассейнового водохозяйственного объединения «Сырдарья» по этому поводу прозвучал ответ кыргызского министра энергетики: «Как нам требуется, по графикам энергопотребления, так и будем осуществлять попуски».

Сброс больших объемов воды в зимний период вызывает подпор грунтовых вод, заболачивание, а порой и затопление орошаемых земель, нанося непоправимый урон сельскохозяйственным угодьям. Нетрудно предположить, что не заставят себя ждать маловодье и засуха в низовьях рек, потеря источников дохода десятками миллионов людей, живущих за счет сельскохозяйственного производства. Не говоря уже об обостряющейся с каждым годом проблеме высыхания Арала, что непосредственно ставит вопрос жизни более чем 36-40 млн. людей, проживающих в регионе, coседствующем с Аралом.

На этот счет существует твердая позиция Узбекистана, неоднократно высказываемая на различных уровнях. Прежде всего, как отмечено выше, основой построения эффективной системы совместного использования pecypсoв трансграничных рек Центральной Азии должна стать действующая международно-правовая база по использованию трансграничных рек и водотоков. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество на основе общепризнанных международных норм и правил обеспечивает суверенное равенство, взаимную выгоду и справедливость для каждой из сторон. Каждая страна имеет одинаковое право на использование вод трансграничных рек. При этом не должно быть допущено снижение уровня водотока для стран, расположенных ниже по стоку, и нарушаться экологическая безопасность региона, которая и без того является очень зыбкой.

ca-news.org

Предыдущая статьяКриминальную схему угона дорогих машин из Москвы в Центральную Азию расследует МВД Кыргызстана
Следующая статьяКыргызстан на грани энергетического и продовольственного кризиса, но митинги осенью пока не ожидаются