Э.Махмудов: В управлении водными ресурсами Сырдарьи от всех стран региона требуется больше гибкости
28 июля 2008, 21:12, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Дефицит поливной воды в летний сезон грозит бедами жителям сел. О проблемах в области обеспечения водными ресурсами, стоящих перед государствами региона, корреспондент "Казинформа" беседует с директором Института водных проблем Академии наук Узбекистана Эрназаром Махмудовым.
"Казинформ", Казахстан 24 июля 2008 г.
- В чем причина постоянно возникающих проблем с водообеспечением в Центральной Азии? Ведь известно, что уже не в первый раз в летний период в Сырдарье ощущается нехватка воды для полива:
- Сырдарьинская, также как и Амударьинская водохозяйственная система, является очень сложной. Требующая особого внимания и подхода, система изначально была запрограммирована для обеспечения в первую очередь сельского хозяйства - для орошения сельхозкультур. Водохранилища строились еще в годы СССР именно с этим расчетом и создавались для многолетнего регулирования стока реки. В многоводные годы можно удержать стоки, а когда наступает маловодный год или экстремальная ситуация с водообеспечением - подавать необходимые объемы накопленной воды для полива.
Сегодня практически полностью исчерпаны те объемы стока реки Сырдарья, которые обычно формируются. Это сложилось при существующей технологии орошения, при тех подходах использования водохранилищ в энергетическом режиме. Ресурсы, к сожалению, исчерпаны полностью, но в такой ситуации раньше управление всей водохозяйственной системой шло из единого центра. Изыскивались возможности компенсаций. Теперь потеря взаимодействия элементов Сырдарьинской водохозяйственной системы привела к сложной ситуации. И это особенно болезненно ощущают Казахстан и Узбекистан, находящиеся в низовьях реки.
Сейчас вода из верховий поступает в объемах, ниже минимальной нормы. Технологические параметры сооружений не позволяют давать воду в объемах, превышающих минимум. Объективная оценка показывает, что в магистральных каналах и водоемах нет достаточного количества воды, чтобы обеспечить ее прохождение до потребителя. Нормального расхода мы не получаем. Сейчас по каналу «Дустлик» («Достык») к казахстанским потребителям идет очень маленький расход, что сложилось, видимо от того, что из Кайраккумского водохранилища идет мало воды.
- Выходит, что нынешний год маловодный?
- По всем данным нельзя считать нынешний год маловодным. Но в зимний период очень много воды выработано в Токтогульском водохранилище. Из-за нехватки электроэнергии в Кыргызстане оно было переведено зимой на энергетический режим. В Сырдарьинском бассейне системообразующими являются четыре водохранилища: Токтогульское, Кайраккумское, Чарвакское и Шардаринское. При этом наибольшую роль как раз играет находящееся в верховьях Токтогульское водохранилище. Но я хочу напомнить, что система создавалась в первую очередь для ирригационных целей.
Все эти водохранилища сконструированы так, что могут накапливать 35,5 млрд. кубометров воды в год. Но сегодня полезный объем составляет 27 млрд. Дело в том, что за длительный период эксплуатации происходит накопление ила, камней, других остатков обрушений берегов и т.д., что оседает на дне водохранилищ. Поэтому можно говорить об ослаблении возможностей водохранилищ для перехвата на 7 млрд. Это можно назвать «мертвым объемом». Это тоже один из острых вопросов, а ведь такие объемы воды мы могли бы удержать, ведь эти потери при нехватке воды играют огромную роль.
В российских СМИ много пишут про проект переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию. Так это старый проект, который изучался еще в 1980-х годах. При создании нынешних водохозяйственных систем на Амударье и Сырдарье нам говорили из Москвы: погодите, скоро вас подпитают водой с севера из Оби и Иртыша и ее будет достаточно. Ведь проблема нашего региона в том, что земельных ресурсов хватает, также как и достаточно трудовых ресурсов, а климат позволяет получать хорошие урожаи. Но не хватает в достатке главного - воды для полива.
- В чем сейчас специалисты видят выход из проблемы? Ведь собираются двусторонние комиссии, приходят к соглашениям и дают твердые гарантии:
- Дело в том, что в 1970-е годы, когда создавались водохозяйственные системы, в них вкладывались огромные денежные средства. Ситуацию с Сырдарьей можно считать уникальной во всем мире, ведь ее стоком и использованием воды для промышленных и сельскохозяйственных нужд занимается сразу четыре государства. Для того, чтобы действующая водохозяйственная система содержалась и удовлетворяла нужды и потребности всех участников, одного желания недостаточно. Нужны большие финансовые вложения. Средства нужны, чтобы хотя бы в некоторых сооружениях восстановить проектные возможности для регулирования стока. Нужно учесть, что еще идет износ гидросооружений.
- Давно пора в сельском хозяйстве и других отраслях, где крайне нерационально используется вода, менять положение дел. Например, шире вводить водосберегающие технологии:
- Наш институт совместно с другими ведомствами сейчас занимается этой проблемой. Разработано несколько систем капельного орошения. Водосбережение предлагается не только в агросекоре, но и в энергетике, в промышленности, в обеспечении коммунальных служб. В той же системе капельного орошения, как показал опыт работы с дехканскими и фермерскими хозяйствами в ряде областей Узбекистана, расход воды уменьшился в три раза. В Казахстане мы внедряли в двух хозяйствах систему капельного орошения. И местные фермеры остались довольны. Нужно учесть, что она обходится в семь-восемь раз дешевле израильской техники.
В то же время, опыт показал, что очень сложно адаптировать старую оросительную систему к новым сберегающим технологиям. Вообще, одна из главных проблем - это отсутствие гибкости управления существующими водохозяйственными системами, они были и останутся высокозатратными и капиталоемкими. И мы должны продолжать совместно работать с учетом высоких затрат. Но другого пути просто нет, сегодня нужно перекраивать мышление и понять, что мы должны обслуживать мелкие хозяйства. Здесь как раз при гибком и разумном подходе можно нести незначительные расходы.
- Спасибо за интервью.