CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Б.Мамбетов: Кыргызстан никогда не заявлял о своем неограниченном праве на межгосударственные водотоки

13 апреля 2009

Б.Мамбетов: Кыргызстан никогда не заявлял о своем неограниченном праве на межгосударственные водотоки

13 апреля 2009, 12:40, CA-NEWS

CA-NEWS (KG) - Кыргызстан никогда не заявлял о своем неограниченном праве использовать межгосударственные водотоки только для своих интересов, да и невозможно проглотить эти огромные потоки на территории одной страны

Базарбай Мамбетов, международный эксперт по экономической политике (Бишкек)

Специально для для CA-News

В связи с продолжающейся полемикой по поводу использования стоков межгосударственных рек в Центральноазиатском регионе хотел бы отметить, что Узбекистан и Кыргызстан кроме реки Нарын связаны еще 20 малыми и большими реками, 5 крупными водохранилищами и 8 современными каналами, по которым беспрерывно идут огромные водные потоки в цветущую Ферганскую долину. Никто не отрицает того, что благополучие населения этого края всегда связано с живительной влагой. И сами узбекские братья могут подтвердить, что никогда проблем с их стоками не было. Кыргызстан в первую очередь, иногда в ущерб себя, пропускает эту воду для соседа. Такая же практика добрососедства сложилась у Кыргызстана с Казахстаном. Почему бы всем странам вместе об этом не сказать, как бы открыть друг другу душу, сопоставить наши слова и действия, может быть, словами священного Корана, где сказано: «Мы дали вам воду не только омыть тело, но очистить душу». Давайте же очистимся, и тогда нам будет легче разговаривать. От назидательного тона и взаимных упреков мы должны перейти к цивилизованным действиям и конструктивным переговорам.

Наши проблемы начались тогда, когда стали пренебрегать непреложной истиной, что государства Центральной Азии взаимосвязаны и обречены жить вместе. И уже 50 миллионному нашему населению не хватают 100 кубокилометров воды Амударьи и Сырдарьи. Еще 40 кубокилометров приходят к нам по другим малым и большим рекам. А 8-миллионные жители Иордании и Израиля вместе довольствуются 3 кубокилометрами и не беспокоятся на счет воды. Близкие по духу и цивилизации народы, разделившиеся 18 лет тому назад в суверенные государственные образования, не могут по-большому счету договориться и принять приемлемые варианты совместного использования вод межгосударственных водотоков. Каждая страна по разному понимает свои права на речные стоки, и не собирается признавать - где они образуются, откуда они текут, каким образом мощные водные потоки пересекают общую границу в чистом виде. Ни для того ли это делается, чтобы сказать, что богом данные ресурсы принадлежат здесь всем поровну. То время, когда Центральную Азию пересекали только караванные пути и случайный путник вдоволь напиваться чистыми водами здешних рек, давно прошло. Если оглянуться, можно заметить, что весь мир и каждое государство сейчас борется за свои природные ресурсы. Благодаря эффективному использованию природных ресурсов многие страны стали сверхдержавами, диктуют остальной части мира свои правила игры, и с этим практически все остальные вынуждены считаться.

Почему соседи не хотят признавать того факта, что основные стоки Сырдарьи формируются на территории суверенного Кыргызстана, и Амударья тоже свое начало берет в нашей Алайской долине? Может быть, поэтому кыргызы хотят, чтобы соседи относились к этим природным ресурсам также, как они относятся к своим газу и нефти.

Кыргызские реки, непрерывно неся свои воды в соседние страны, наверное, должны вызывать у них взаимную симпатию и чувства добрососедских отношений. Если скромные кыргызы об этом открыто не говорят, то это не означает, что они вовсе не собираются управлять водными ресурсами, тем более стоками великий своей реки Нарын. Пусть тогда за кыргызов говорят цифры, факты, ведь от них никуда не уйдешь, да и историю не переиначишь.

А факты такие. Начиная с 1978 года, в течение 30 лет, среднегодовой сток реки Нарын в створе Токтогульского водохранилища составил 12,29 млрд. кубометров. И при этом кыргызы ни разу меньше 12 млрд. не выпускали из этого водохранилища для Узбекистана и Казахстана - среднегодовой расход составил 12,35 млрд. кубометров. Даже в самый маловодный 2008 год, когда пришло всего 9,9 млрд., что не была отмечено за последние 31 лет, учитывая засуху, вызванную маловодьем, выпустили для соседей 12,6 млрд. кубометров. И такая кыргызская щедрость вышло им боком - они попали в тяжелое положение с электрообеспечением населения в осеннее-зимний период, сработали Токтогульское водохранилище не чуть ли до мертвой отметки, чего нельзя было допускать по требованиям эксплуатации ГЭС.

Кыргызы привыкли молчать и тогда, когда их обвиняют во всех грехах, происходящих зимой в нижнем течении Нарын-Сырдарьи. Чуть ли ни они единственные виновники высыхания Аральского моря. Ради справедливости привели цифры по выпуску стока реки Нарын. Надо сказать, что такие пропуски были всегда, и в 60-ые, и в 70-ые годы, и тогда, когда возвели Токтогульскую ГЭС. Почему тогда стало возможным высыхание Арала, почему полноценные стоки не доходили до озера? Да потому, что русло Сырдарьи в промежутке между Чардарьинским водохранилищем и Кызыл - Ордой было в свое время до предела сужено мостами, понтоными переходами и другими берегоукрепительными сооружениями, что не давало стокам нормально пройти по руслу в этом месте. Вместо того, чтобы воду пропускать в Арал, ее сбрасывали в Арнасайскую впадину Узбекистана, где уже накопилось более 30 млрд. кубометров и образовалось искусственное озеро. Нам надо об этом сказать не ради упрека, а ради справедливых отношений к соседу, который бескорыстно делится своими водными ресурсами.

Еще на одном немаловажном моменте наших водных отношений хочется сказать. Это о попытке учить кыргызов как лучше строить Камбаратинские ГЭС. Сразу хочу оговорить, что это безнадежное дело, тем более данная инициатива никак не может быть сравнима с поговоркой: «рубят сук, на котором сидят». Узбекские эксперты правы в том, что кыргызы, построив Камбаратинские станции, хотят перевести и отопление, и пищеприготовление на электричество. Скажу больше, они хотят уйти от тепловой генерации электроэнергии на Бишкекской и Ошской ТЭЦ, где ежемесячно в их топках сжигаются дорогой зарубежный газ и уголь стоимостью более 10 млн. долларов США. Какая бедная страна себе такое позволит? Благодаря общей судьбе народов, Камбаратинской ГЭС-1 изначально отводится роль компенсатора или регулятора расходов воды и электроэнергии на реке Нарын. Работая зимой на полную мощность, она разгружает Токтогульскую ГЭС в осеннее-зимний период, значит Токтогульское водохранилище выпускает зимой меньше воды, чем сейчас, накапливает ее для летних потребностей Узбекистана и Казахстана, тем самым кыргызы увеличивают объемы летних выпусков.

Очень важно, что зимние выпуски воды с верхнего Нарына теперь будут задерживаться в его нижнем течении - в бассейне Токтогульского водохранилища - они никуда не уходят. Кыргызы этим решают проблему затопления поймы реки Сырдарьи ниже Шардоры, ликвидируют Арнасайское озеро, создающее неблагоприятные влажные условия для Ташкента и прилегающих к нему территорий. Разве этого недостаточно для наших соседей? Почему страны - соседи не говорят о высокой энергетической и ирригационной выгоде для региона от Камбаратинского проекта? Если они хотят иметь летом большую ирригационную воду и дешевую электроэнергию, то почему бы Узбекистану и Казахстану не принять участие в этом проекте, заиметь там долю собственности с тем, чтобы затем совместно с кыргызами управлять. Впрочем, братский Казахстан 12 лет кормил их обещаниями совместно строить и эксплуатировать Камбаратинские ГЭС, но там победила недальновидная тенденция: чем строить у соседа гидроэлектростанцию, лучше строить тепловую электростанцию у себя. Вот как получилось!

Водохранилище Камбаратинской ГЭС-1 не будет занимать долинные земли, оно займет узкий высокогорный коньон длиной несколько десятков километров и шириной 500-1000 метров. Его не будет видно, поскольку будет спрятано в одном из многочисленных горных ущелий. Отчасти кыргызы вынуждены строить данную ГЭС, чтобы обеспечить будущую энергетическую безопасность страны, чтобы не быть зависимым от узбекского газа, цена которого за два года выросла в пять раз и по прежнему зависит от настроения там государственных мужей. Кыргызы сегодня вынуждены молчать, покупая у Узбекистана природный газ по 240 долларов, тогда как он такому же соседу, Казахстану, продает его по 84 доллара.

Но самое главное, и в период строительства Камбараты, и во время ее эксплуатации, Кыргызстан гарантирует полноводные стоки, которые не нарушат ирригационный режим соседей. Кыргызы считают, что это будет в вышей степени справедливым решением для всех. А если объем воды для соседей с вводом эксплуатацию увеличатся летом, а зимой уменьшиться, - это будет лучшим выходом из ситуации. Но, чтобы кыргызы гарантировали такой исход, страны нижнего течения должны признавать складывающиеся гидрологические условия в бассейне реки Нарын.

Соседи должны совместно определить и в межгосударственном документе закрепить критерии по водности данного бассейна. Можно признать нормальным (среднемноголетним), если в створе Токтогульского водохранилища годовой приток будет не меньше 12 млрд. кубометров, и маловодным, если придет меньше 9 млрд. кубов. А многоводным признается год, в котором сток составит более 15 млрд. кубометров. Ежегодные условия года будут определяться объединенным Комитетом, создаваемым из представителей всех заинтересованных государств.

Во-вторых, выпуск воды из Токтогульского водохранилища в вегетационный период должен осуществляться в зависимости от водных условий года в следующих параметрах: 6 млрд. в нормальный год, 7 млрд. - в маловодный год и 4 млрд. - в многоводный год.

В-третьих, данные выпуски будут гарантированы если Узбекистан и Казахстан с высокой ответственностью будут покупать Токтогульскую электроэнергию, выработанную сверх потребности Кыргызстана в вегетационный период независимо от водности года. Это будет примерно 2 млрд. кВт.ч. электроэнергии, и ее Кыргызстан может продавать по цене на 1 цент ниже, чем внутренние оптовые цены генерирующих компаний соседей. Раньше, в большинстве случаях, наши соседи получив летом воду в полном объеме, отказывались принимать лишнюю электроэнергию или годами не рассчитывались за нее, что оборачивалось большими издержками для каскада Токтогульских ГЭС. Летом Кыргызстан может обеспечить себя нужной электроэнергией, выработав на Токтогулке не более 2,7 млрд. кВт.ч. электроэнергии, что потребует сработки до 3 млрд. кубов воды. Но этого объема летом не хватит нашим соседям - им надо подавать в два раза больше воды. Гарантированная ежегодная покупка у Кыргызстана электроэнергии - за нее можно рассчитаться, поставив природный газ, нефть и уголь - обеспечит гарантированные поставки воды из Нарынских водохранилищ.

В-четвертых, казахстанская и узбекская стороны должны принять мировые правила - производить ежегодную оплату Кыргызской Республике за услуги по многолетнему накоплению, хранению и подаче воды. Как бы наши соседи не хотели этого делать, но принять условия мировой практики по оплате услуг по подаче воды им придется. Потому что только таким образом можно выйти на правильные формы совместного использования водных ресурсов и на гарантированные и устойчивые долгосрочные водно-энергетические отношения между государствами. Стоимость услуги по подаче воды в зависимости от гидрологических условий года составит для двух стран от 32 до 40 млн. США в год, определяемых по специальной методике расчета. Такая сумма средств не составит больших проблем для Узбекистана и Казахстана, но зато они принесут им желаемые спокойствие и уверенность по ирригационной воде в вегетационный период.

Таким образом, окончательное решение водно-энергетической проблемы в регионе лежит в плоскости признания сторонами трех гидрологических условий года, зависит от гарантированной покупки дешевой электроэнергии Токтогульских ГЭС и оплаты за услуги по подаче воды, что применяется во всем мире. Например, США более 50 лет платит энную сумму денег Канаде, за то, что она окончательно зарегулировала великую реку Колумбия, построив у себя три водохранилища, которые избавили США от затопления значительных территорий в нижнем течении и позволили построить 11 гидроэлектростанций, которые ежегодно вырабатывают более 100 млрд. кВт.ч. электроэнергии. Мировая практика располагает более 50 межгосударственными соглашениями относительно оплаты странами нижнего течение услуги по подаче воды государствам, оказывающим такую услугу. Горячие головы в Кыргызстане, да и некоторые политики, хотели бы продавать воду как товар. Это неправильно и не осуществимо. Потому что, когда речь идет о стоках воды, идущих по историческому руслу реки, не может быть разговора о прямой продаже воды. А если в пойме реки построено водохранилище и оно регулирует сток, накапливает воду для подачи в нужное время, страна должна получить положенную оплату за эту услугу.

Таким образом, Кыргызстан никогда не заявлял о своем неограниченном праве использовать межгосударственные водотоки только для своих интересов, да и невозможно проглотить эти огромные потоки на территории одной страны, он всегда готов строить цивилизованные водно-энергетические отношения со всеми своими соседями. Только лишь цивилизованные отношения, очищенные от национальных амбиций и назиданий.

ca-news.org

Предыдущая статьяРоль ШОС в развитии Таджикистана - ИнфоШОС
Следующая статьяАпрельские тезисы: Деловая Неделя, Казахстан