Апрельские тезисы
10 апреля 2009г. ? 14 (842), Деловая Неделя, Казахстан
Кажегельдин предложил оппозиции объединиться с Назарбаевым для преодоления кризиса
Акежан Кажегельдин особенно не скрывал, что ведет переговоры с Назарбаевым, однако из его послания складывается впечатление, что они обо всем уже договорились
Махамбет АУЕЗОВ
НА ЭТОЙ неделе экс-премьер, а ныне политэмигрант Акежан Кажегельдин неожиданно выступил с обращением ко всему спектру оппозиционных партий, движений и организаций с предложением объединиться и создать по согласованию с президентом Назарбаевым коалиционное правительство, которое будет призвано вытащить страну из кризиса.
В списке адресатов Кажегельдина - от коммунистов до единственного члена парламента страны не из «Нур Отана». Упоминается уже, кажется, отошедший от дел Серикболсын Абдильдин (но не отколовшийся от него Владислав Косарев), Жармахан Туякбай, Болат Абилов, Алихан Байменов, Асылбек Кожахметов со своими партиями, а также более мелкие объединения вроде «Соцсопротивления» Айнура Курманова или движения «Поколение» Ирины Савостиной, а также «Совета генералов» Махмуда Тулегусова.
В обращении оппозиционный лидер, покинувший Казахстан более 10 лет назад, бичует не только власти страны, которые он называет «тоталитарной системой», но и себя с некоторыми другими оппозиционными лидерами: «Многие из нас, кстати, в прошлом приложили руку к становлению этой уродливой системы: я - как премьер-министр, Жармахан Туякбай - как председатель парламента, Мухтар Аблязов, Ораз Жандосов, Балташ Турсумбаев - как члены правительства. И многие другие не стояли в стороне»
Кажегельдин предлагает оппозиционерам и недовольным объединиться и предложить свои услуги в качестве некоего «технократического» правительства президенту Назарбаеву. «...Одной критики недостаточно. Необходимо действовать, и действовать решительно. Мы не имеем права злорадно ожидать, когда конфликт разрешится революционным путем и система рухнет. Потому что она погребет под собой не только виновных в ее крахе, но и массы наших сограждан, их надежды на будущее, - считает экс-премьер. - Под угрозой окажется территориальная целостность и суверенитет Казахстана».
«Я предлагаю немедленно создать широкое общественное объединение граждан вне зависимости от их партийной принадлежности. Это объединение должно представлять собой настоящий «народный фронт», образованный партиями, общественными организациями, объединениями самого разного свойства: от молодежных - до обманутых дольщиков, от предпринимателей - до профсоюзов, - пишет он. - У нас нет времени на согласование политической платформы и персоналий в руководстве.
У нас есть время только на то, чтобы заявить нашу решимость взять на себя ответственность за спасение страны». Далее он говорит, что «мы создадим правительство и проведем такие преобразования, которые позволят Казахстану выйти из кризиса», так как «именно сейчас складываются уникальные условия для нового качественного рывка экономики, ее освобождения от унизительной доли сырьевого придатка».
По его мнению, нынешний кризис напоминает тяжелые времена в 90-е годы, рецепты по выходу из которых у него есть, хотя в отличие от того времени зарубежной помощи не будет.
«...Мы даем президенту Назарбаеву шанс выйти из кризиса вместе с народом, а не за его счет, спасать экономику и социальную сферу, а не сбережения богачей, - рисует свой план единомышленникам по оппозиции Акежан Кажегельдин, так и не смогший не так давно приехать на похороны своего отца из-за заочного приговора, вынесенного против него в Казахстане. - Мы разделяем вместе с ним риск и ответственность в случае неудачи».
Кажегельдин уговаривает своих потенциальных соратников бросить все амбиции и объединиться фактически вокруг президента под предлогом того, что их в качестве оппонентов власти завтра могут сменить откровенные бунтовщики и революционеры. «Если они (люди. - «ДН») не увидят в нас представителей и защитников своих интересов, то изберут себе других лидеров. Будут ли эти лидеры сторонниками ненасильственных действий - остается вопросом. Поэтому мы должны привлечь все эти организации в свой «Гражданский союз» и гарантировать им, что в ходе проводимых реформ справедливые требования будут удовлетворены», - считает он.
Самое интересное в его словах - это впечатление, что Кажегельдин обо всем уже договорился с президентом: «...по согласованию с президентом Назарбаевым мы сформируем правительство с конкретной программой, в которой будут указаны конкретные цели и сжатые сроками их достижения. Президент не сомневается в том, что именно мы вместе можем это сделать». Разве эти слова можно понять как-то иначе? Особенно если вспомнить оговорку Кажегельдина о том, что он готов вести переговоры с кем угодно.
Кажегельдин торопит соратников: «Предлагаю вам как можно быстрее, буквально на следующей неделе, добиться приема у президента Назарбаева, чтобы сообщить ему наше общее требование. Мы не ставим власти ультиматум, не угрожаем своими действиями в противном случае. Само кризисное развитие ситуации в стране делает это за нас. Но предлагаем для спасения страны самих себя, интеллектуальные ресурсы и опыт свой и наших товарищей. Подчеркиваю, что после того, как будет принято решение о создании «Гражданского союза», на встречу с президентом следует идти не одному или троим представителям, а всем руководителям организаций, союз создавших».
Далее он рисует отдельные моменты программы действий своего проекта правительства, которые пока более смахивают на популизм, а также предлагает «1 мая 2009 г. организовать общенациональную акцию гражданской солидарности - против бедности и безработицы, за справедливость и равные возможности».
Призыв Акежана Кажегельдина - что-то принципиально новое в риторике оппозиционных кругов, но вряд ли он будет услышан и принят всеми его адресатами. Конечно, сложно ожидать от человека, отсутствующего на родине более 10 лет, досконального знания ситуации в стране, но если даже из-за рубежа обстановка в нашем Казахстане вызывает у человека такие опасения, что он готов мириться со своим давним врагом, то, наверное, его слова небезосновательны. Какой будет реакция «Акорды», - покажет, видимо, самое ближайшее будущее.