CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ИРАНСКИЕ ДИПЛОМАТЫ В СВОЕМ АМПЛУА

22 июня 2007

ИРАНСКИЕ ДИПЛОМАТЫ В СВОЕМ АМПЛУА

Июн. 22, 2007, Zerkalo

А.РАШИДОГЛУ

Впрочем, проведение каспийского саммита для Тегерана было бы весьма полезно

Главы МИД прикаспийских стран (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан) подписали Коммюнике по итогам встречи, которая прошла 20 июня в Тегеране, передают иранские СМИ. "Встреча глав МИД прикаспийских стран прошла в дружественной атмосфере, наполненной взаимопониманием всех сторон", - говорится в совместном заявлении.

Министры обменялись мнениями по правовому статусу Каспийского моря, а также по проблемам региональной и международной безопасности. "Особое внимание было уделено проблеме многостороннего сотрудничества в Каспийском море, и принято решение, что море должно остаться морем мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества, отвечать интересам всех прибрежных стран", - отмечается в коммюнике.

Министры обсудили вопросы подготовки второго саммита Прикаспийских стран в Тегеране и согласовали черновой вариант коммюнике, который будет вынесен на обсуждение саммита с участием президентов пяти прикаспийских стран, время проведения которого пока не согласовано.

"Каспийское море создает эксклюзивные возможности для прибрежных государств", - заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на встрече с министрами иностранных дел прикаспийских государств. Как сообщает IRNA, по словам М.Ахмадинежада, прикаспийские страны делят общие культурные ценности, историю и интересы, но в то же время они должны решить вопрос статуса Каспия, учитывая благосостояние региона. Указывая на то, что некоторые внешние силы пытаются превратить вопрос о правовом статусе Каспия в камень преткновения между странами региона, он призвал государства ради своих же интересов к конструктивному сотрудничеству и предотвращению интервенции других стран в этот вопрос. "Некоторые силы думают только о нефти и газе Каспийского моря, тогда как окружающая среда и безопасность моря имеют наиважнейшее значение в жизни прибрежных государств", - сказал президент. Призывая к подготовке базы для обеспечения подходящей безопасности в Каспийском море, президент ИРИ сказал, что прибрежные государства должны сотрудничать для предотвращения организованной преступности и развития транспортных сетей для торговли.

Итак, завершилась третья встреча министров иностранных дел пяти прикаспийских государств. И стороны вновь не пришли к единому мнению по поводу статуса Каспия.

Первый саммит, состоявшийся в апреле 2002 года в Ашгабате, также оказался неудачным. Причин тому было несколько. Главная из них - требование Ирана делить море по "принципу справедливости" на пять равных частей. Но это категорически не устраивало остальные страны, считающие, что величина национальных акваторий и дна должна соответствовать длине береговой линии. Не способствовал успеху встречи в верхах и скандал, разразившийся между тогдашними президентами Туркменистана и Азербайджана - Сапармуратом Ниязовым и Гейдаром Алиевым. Причиной стал спор Баку и Ашгабата из-за принадлежности трех нефтяных месторождений в центре Каспия. В пылу полемики в присутствии прессы Туркменбаши обвинил тогда Гейдара Алиева в том, что из-за позиции Баку "на Каспии запахло кровью".

Прошло пять лет, и только после смерти Туркменбаши в декабре прошлого года отношения между Баку и Ашгабатом начали налаживаться. Баку даже предложил Ашгабату совместно осваивать спорные месторождения.

Сменился за эти годы и президент Ирана. Но враждебная позиция Тегерана к присутствию Запада на Каспийском море так и не изменилась.

Судя по всему, позиция Тегерана по вопросу раздела Каспия не изменится и в дальшейшем. Однако проведение каспийского саммита для иранского руководства в нынешней ситуации было бы весьма полезно с точки зрения политической конъюнктуры и улучшения его международного имиджа. Кроме того, Тегеран очень заинтересован в долгожданном визите в Иран российского президента. В случае проведения саммита у Владимира Путина еще до конца нынешнего года появляется прекрасный повод выполнить давнее обещание, данное еще предыдущему президенту Ирана Мохаммаду Хатами. С другой стороны, неурегулированность проблемы правового статуса моря в целом не мешает большинству прикаспийских стран осваивать ресурсы его дна. Этому способствовали двусторонние и трехсторонние соглашения между Азербайджаном, Казахстаном и Россией о разграничении дна северной части Каспия, заключенные в 1998-2003 годах. Иран эти соглашения не признал. Как видно, Тегеран продолжает демонстрировать мускулы всему региону. Иранские дипломаты по-прежнему полагают, что лучшая оборона - это нападение - и тем самым продолжают загонять себя в тупик.

Отметим, что обеспечение господства США над энергоносителями Ближнего Востока за счет оккупации Ирака повысило интерес к бассейну Каспийского моря. Страны, имеющие виды на источники энергоносителей в этом регионе, прибегая к любым средствам, пытаются обеспечить себе выгоду.

Каспий - крупный водный бассейн в Евразии, не имеющий выхода к открытому морю, в последние годы стал точкой пересечения политики региональных держав и международных игроков. После распада бывшего СССР значительная часть запасов нефти и газа в Каспийском бассейне разведана не была, более того, не была проведена и оценка существенных объемов уже разведанных запасов. Однако в этих условиях различные международные организации заключили соглашения о добыче энергоносителей в регионе и эксплуатации месторождений. Рост потребностей в источниках энергии во всем мире и ситуация на Ближнем Востоке, который считается важным энергетическим регионом, но где никак не может воцариться мир, стали причиной для поиска многими, во главе с США, альтернативных источников энергии. Правительства тюркоязычных государств, образовавшихся после распада бывшего Советского Союза, начали проводить политику "открытых дверей" и экономических реформ. Начиная с 1993 года, газовые и нефтяные компании Европы и Азии заключили различные соглашения по эксплуатации имеющихся месторождений с Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Однако прибрежные государства не располагали необходимой технологией для добычи нефти в Каспийском море. С 1994 года пять прибрежных государств - Россия, Иран, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан - начали обсуждение вопроса о границах Каспийского моря. Попытки соперничества соседних стран за прокладку трубопроводов по поставкам богатых энергоносителей на международные рынки именно через свою территорию вмиг превратили этот регион в важный и чувствительный район с точки зрения международного мира и безопасности. К примеру, в июле 2001 года Азербайджан и Иран оказались на грани войны.

Каспийский бассейн не является новым Ближним Востоком по запасам в энергоносителях. Однако с точки зрения стратегии он считается претендентом на место Северного моря, которое является важнейшим нефтяным районом Запада, и уже в обозримом будущем исчерпает свои запасы. Если взглянуть на определенные с 1999 года запасы стран региона в нефти и газе, то Казахстан бросается в глаза как страна, богатая запасами нефти, а Туркменистан - природного газа. Важность бассейна Каспия, который хоть и не может составить конкуренции Ближнему Востоку в запасах энергоресурсов, в том, что в будущем он может стать резервным источником энергоносителей. Кроме того, сохранение государствами региона в тайне истинных запасов Туркменистана природного газа и достижение договоренностей с Россией и Китаем по добытому там сероводородному сырью подогревает аппетит стран, нуждающихся в энергоносителях, а также нефтяных компаний. Именно поэтому к данному региону особый интерес проявляют США. Можно сказать, что США, стремящиеся установить контроль над источниками энергоносителей, хотят полностью прибрать к рукам Каспийский бассейн, в частности применительно к энергетике и безопасности. США считают для себя важным, наряду с нефтяными источниками, компаниями и трубопроводами бассейна Каспия, "Проект безопасности Каспийского региона", который будет совместно реализован Азербайджаном и Казахстаном. Указанный проект имеет важное значение с позиций работ по недопущению распространения оружия массового поражения и в случае возможного вооруженного конфликта с Ираном в будущем. Видимо, агрессивность иранских дипломатов связана с этим фактором.

zerkalo.az

Предыдущая статьяМинюст обеспокоен половым воспитанием (Узбекистан)
Следующая статьяХамид Карзай: Движение «Талибан» не представляет угрозу для Кабула