В.Чиженко. «Серый кардинал» ушел, да здравствует «серый кардинал»
25.06.07, geo.kz
Казахстан, знаменитый наличием в своих недрах практически всей таблицы Менделеева, поделен на сферы влияния между десятком крупных финансово-промышленных групп. У кого-то алюминий, кого-то - нефть, цинк, хром, уголь, ГЭСы и ГРЭСы, газ, газеты, банки, телеканалы, уран, свинец. Список этих «кого-то» известен: зятья Алиев и Кулибаев, банкиры Субханбердин и Аблязов, «металлурги» - Ким, Ни, Машкевич, Шодиев, Ибрагимов, «строители» - Кулибаев-старший, Ермегияев, Нам, Цхай, «мелкие предприниматели» - Каппаров, Байсеитов, Сейсембаев. Транснациональные корпорации «Шеврон», «Аджип», «Бритиш петролеум», «АЕС», «Гленкор». «Газпром» и «Лукойл». Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Постоянные герои журнала «Форбс» - Лакшми Миттал, Леoн Блаватник, Аркадий Гайдамак, Виктор Вексельберг.
Самым «бедным» из олигархов является главный infant terrible Казахстана - старший зять Рахат Алиев, под чьим контролем до недавнего времени находились сахарная промышленность, «Нурбанк», национальная футбольная ассоциация, ряд телеканалов, газет и радиостанций, а также нефтяная компания «Мангистаумунайгаз».
Главный актив - контроль над Комитетом нацбезопасности, финансовой полицией, таможенным агентством - он утратил в межэлитной войне начала века, сплотив против себя всю остальную элиту республики: слишком уж его методы по отбору чужой собственности и расправе с противниками были одиозными, по сравнению с общей практикой. Даже после опалы Алиев не смог изменить своим принципам и в настоящее время находится в международном розыске по обвинению в похищении, издевательствам (и возможно в убийстве) менеджеров своего же собственного банка.
Самым идиотским во всей этой истории является тот факт, что Алиев совершенно искренне считал себя будущим преемником и даже заявил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 года. Многие специалисты полагают, что Назарбаев вынужденно пошел на снятие ограничений для себя по числу президентских сроков, чтобы «успокоить потенциальных преемников».
Последние годы общественное мнение регулярно муссирует вопрос об его преемнике. Активно в этом плане работают и «мозговые центры» олигархических сообществ. Практически все они уже установили тесные связи с деловыми и политическими кругами за рубежом, обзавелись собственными СМИ, финансируют правящую и оппозиционные партии, активно продвигают своих людей на госслужбу, закрепляют свое влияние в регионах, где расположены их активы. Да и потенциальные преемники - явные и самопровозглашенные - исподволь ведут «теневую» предвыборную кампанию - так, чтобы и главу государства не насторожить, и будущих спонсоров не отпугнуть.
Быть преемником - занятие само по себе очень опасное. У Президента есть традиция - время от времени симулировать плохое самочувствие, пропадать «в отпусках», стимулируя слабонервных претендентов на государево место выдать себя, начать маячить в прессе, озвучивать важные государственные мысли с умным лицом в прайм-тайм, а то и вовсе - обещать срочно демократизировать все и вся, устроить борьбу с коррупцией, при этом несколько двусмысленно оговаривая: «При мне все будет также, как при батюшке»: А потом долго удивляться: «Как это я в послах в Улан-Баторе очутился?»
Нет, настоящий преемник появится оттуда, откуда его совсем никто не ждет. Это должен быть человече недюжинного терпения, малоизвестный широким народным массам, при этом допущенный к государеву телу, имеющий репутацию тайного демократа («для тех, кто понимает») и собственные свободные финансовые ресурсы (хотя бы на первое время). И самое главное - уметь вести свою игру, а не прятаться за спинами нукеров и толстыми стенками домашнего сейфа.
Умение не быть на виду, оставаясь на слуху, казахстанским политикам, увы, чуждо. Не выдерживают они недели без прямого телеэфира. А к исходу третьей недели начинают нести такую пургу, что аж дух захватывает. Хорошо еще, если указанный персонаж - депутат, а вдруг аким или министр? Или даже олигарх? Быть на виду - и не нарваться - еще один редкий талант в среди потенциальных Елбасы.
Настоящий преемник должен уметь соответствовать духу нашего времени, быть первым среди первых, и при этом аккуратно подталкивать режим к той грани, за которой эпоха одного Главы с большой буквы сменяется эпохой другого.
И такой человек есть - этот нынешний управляющий делами президента Болат Утемуратов. Должность его - «управляющий делами» - ни в коем случае нельзя приравнивать к «завхозу». Дела Президента - понятие очень растяжимое, а управление ими - материя тонкая и очень зависящая от натуры и оргспособностей очередного «завхоза». Первый управделами - Владимир Ни - куратор всего корейского бизнеса и один из организаторов переезда столицы в Астану - ныне близко подбирается к списку журнала «Форбс». Следующий - Темеркан Досмухамбетов - подмял под себя туристический бизнес, часть спортивного и немалый кусок строительного. А вот Утемуратов - это крупнейший специалист по внешнеполитическим и внешнеэкономическим делам.
Начав свою карьеру с директора алматинского гастронома, он быстро дорос до вице-министра внешнеэкономических связей республики. МВЭС - вообще структура легендарная, обросшая таким количеством всевозможных преданий, мифов и слухов, что двухтысячелетний «Манас» по сравнению с ней - просто детская книжка. С картинками.
МВЭС РК же картинок не оставил, равно как и архивов, копий приказов, лицензий и тому подобного.
Как известно, свое первоначальное состояние казахстанские олигархи сделали на экспортно-импортных операциях. Причем те из них, кто вовремя занялся металлами и нефтью и ныне ими занимается (из тех, кто выжил), а те, кто начал возить кроссовки, компьютеры и шампуни, до сих пор мечтает заниматься металлами.
Утемуратов же занимался в МВЭС созданием «казахских торговых домов» - структур, в которых трудоустраивалась золотая молодежь Алматы, и через которые шла львиная доля внешнеторговых сделок и кредитных линий. Через какое-то время его перебросили лично руководить одним из ключевых домов - Казахским торговым домом в Австрии. Именно при его посредничестве на казахстанский рынок вышли и развернулись такие персонажи, как Григорий Лучански, Лев Леваев и Аркадий Гайдамак, известные во всем мире, как торговцы оружием, бриллиантами и специалисты по «рискованным сделкам» с сомнительными режимами. В Казахстане же их знали, как авторитетных иностранных инвесторов, которых запустили в нефть, металлы и даже в урановую промышленность. Кстати, офис «Казахского торгового дома» находился в одном здании с фирмой Лучанского «Нордекс».
На австрийской кредитной линии, организованной Утемуратовым, выросли состояния Ерлана Атамкулова, Амангельды Ермегияева и Есенгали Байменова. Рассчитывалось по кредитам, конечно же, государство - но кого интересуют такие мелочи.
Довелось выполнить Утемуратову и одно дело сверхгосударственной важности - именно на его попечении оказался отправленный в Австрию на учебу Рахат Алиев.
В конце 90-х Утемуратов получил кресло первого вице-министра промышленности и торговли, где отметился в двух основных сделках. Во-первых, при его участии контроль на корпорацией «Казцинк» получила швейцарская компания «Гленкор» (в прошлом печально известная под именем «Марк Рич и Ко»), вытеснив оттуда «Казкоммерцбанк». А во-вторых, под его патронажем был создан «Алматинский торгово-финансовый банк», который возглавили еще один зять президента страны Тимур Кулибаев и молодой предприниматель Карим Масимов, подмеченный Утемуратовым еще по линии МВЭС. Первый вице-министр выстроил и отношения еще с двумя формирующимися финансово-промышленными группами - ЕПА и «Казахмысом». Обе «поднялись», как и почти все остальные, на весьма банальной схеме. Сначала получили под свой контроль товарно-денежные ресурсы заводов-банкротов, а потом за эти же деньги их выкупили. Понятно, что сделать это без небескорыстной помощи высокопоставленных чиновников было бы невозможно. Основной риск брал на себя тогдашний премьер-министр Акежан Кажегельдин, но даже ему было не под силу оказывать всестороннюю помощь. В итоге «в плюсе» остались почти все, в том числе и кураторы внешнеэкономической деятельности.
Вскоре Утемуратов стал первым послом Казахстана в Швейцарии. Нельзя не напомнить, что в те годы Швейцария, точнее ее банки, еще не участвовала в мировых соглашениях по борьбе с отмыванием грязных денег, и казахстанские предприниматели и чиновники чемоданами складировали прибыль в женевских банках. К слову, Утемуратов даже ухитрился попасться в бернском аэропорту с большим чемоданом трудовых зарплат не установленных местным правосудием лиц, который в итоге оказался: «бесхозным» и по слухам до сих пор пылится на таможне.
С 1999 года Утемуратов вернулся в Казахстан и стал активно осваивать и внутриполитические и экономические дела. Следующие годы он активно занимался «разводкой» сложного клубка финансовых конфликтов. Для него, а затем и для всех остальных, стало ясно, что его конек посреднические и арбитражные услуги, поскольку таким образом он занимал ту нишу, которая традиционно относился к ведению либо «серого кардинала» Нуртая Абыкаева, либо же - самого Президента. Некоторые сразу признали авторитет БД - как его стали называть, а некоторым, особо непонятливым для этого потребовались годы. Годы, за которые многие лишились бизнеса, а кое-кто - и свободы.
Даже те, кто мог решать свои вопросы и на более высоком уровне, все равно старались засвидетельствовать ему при случае свое почтение и уважение. При этом росли и его личные активы, в которые в итоге входили личный АТФБанк и патронаж над «Казцинком», СП «Рахат», «Меркуром», «Казахстан темир жолы», медиа-холдингом «31 канал», «Казфосфатом», АО «Васильковское золото», «Усть-Каменогорским титано-магниевым комбинатом», группой компаний «Астана-Моторс», спутниковой связью «Турайя», АО «ШалкияЦинк», сотовой связью «K-Mobile», активы в химической и нефтехимической промышленности.
В разразившемся конфликте между Аблязовым, Субханбердиным, Алиевым, Кулибаевым, Балгимбаевым, Каппаровым в 2000-2001 годах Утемуратов занял нейтральную сторону, но как только президент, после долгих уговоров, лично поставил на место драчливых олигархов, БД ухитрился максимально закрепить свои позиции. Именно он продвинул Масимова в вице-премьеры, Атамкулова - в «Казахстан темир жолы», подмял под себя обезглавленный «ТуранАлем» и взял под покровительство Нурлана Смагулова и Марата Саркытбаева. Ему, правда, пришлось на время пожертвовать Абылаем Мырзахметовым, на которого были возбуждены уголовные дела, но зато смог смягчить судебный приговор, и вернул его затем в бизнес и в политику. Характерно, что при этом Утемуратов не позволил отобрать активы у Рахата Алиева, сохраняя в лице того мощный противовес амбициям Кулибаева, который также не участвовал лично в конфликте и смог сильно выиграть в позиционной борьбе.
Летом 2003 года Утемуратов был пересажен на должность секретаря Совета безопасности и смог достаточно быстро наладить в спецслужбах хорошие контакты. Многие указывают, что назначение на пост министра внутренних дел авторитетного шымкентца Заутбека Турисбекова, ранее никогда в этой системе не работавшего, было сделано именно по предложению Утемуратова. Пост помощника президента после Утемуратова занял Карим Масимов, что позволило тому сохранить свое влияние и на внешнеэкономические переговоры Казахстана с зарубежными странами. Нельзя не отметить, что именно в это время принадлежащая Утемуратову газета «Мегаполис» вдруг стала резко «наезжать» на министра финансов Дунаева по поводу: операций с внешним долгом Казахстана, причем в чересчур специфичных терминах. После чего проблемы с Минфином оказались быстро разрешены.
В 2004 году на секретаря СовБеза Утемуратова была возложена важная, но опять же совершенно непрофильная функция: он возглавил Национальную комиссию по вопросам демократизации, и в течение почти полутора лет терпеливо заседал с лидерами казахстанских партий - пропрезидентских, оппозиционных и карликовых.
В 2007 году правительство Даниала Ахметова было отправлено в отставку, а новым премьером стал Карим Масимов. В экономике были созданы государственные холдинги (о которых говорилось выше), а фактическим лидером отечественной экономики стал Тимур Кулибаев - в отличие от своего старшего «сотоварища» Рахата Алиева человек замкнутый и непубличный.
Таким образом, на сегодняшний день Утемуратов является: 1) олигархом, имеющим одну из крупнейших финансово-промышленных империй, 2) чиновником, с налаженными связями и своими людьми на всех уровнях государственного аппарата, 3) основным посредником и арбитром в межолигархических конфликтах, а также основным стратегом консолидации крупного бизнеса и политики нового правительства, 4) политиком, имеющим тесные доверительные связи с казахстанскими партиями всех цветов и направлений, владеющим единственным «независимым и оппозиционным телеканалом» и имеющим вести нужные разговоры на Западе.
Похоже, что БД по всем статьям соответствует образу «потенциального преемника» и во многом уже осуществляет регентские полномочия, причем при поддержке «сливок» деловой элиты Казахстана и при сочувствии элиты политической.
Характерно, что все те, кто стоял перед Утемуратовым и этой ролью, в последние годы постоянно оказывались замешанными во всевозможных скандалах, которые били в первую очередь на доверие президента к ним.
В 2006 году трагически погиб - при обстоятельствах, которые до сих пор вызывают серьезные вопросы - один из лидеров оппозиции и - при этом - идеологов Астаны Алтынбек Сарсенбаев. Официальная версия никого не устроила, но разразившийся политический скандал нанес сильнейший удар по Нуртаю Абыкаеву, спикеру Сената и правой руке Президента. При этом серьезно пострадали позиции Дариги Назарбаевой, которая лишилась собственной партии «Асар»:
В том же году, чуть позже разгорелся скандал вокруг заражения СПИДом детей в Южно-Казахстанской области, одной из действующих фигурах стала сестра акима Алматы Имангали Тасмагамбетова. Чуть позже Тасмагамбетов попал по резкую волну критику со стороны национал-патриотов, оппозиции и силовых структур. Ранее по нему СМИ уже делали несколько «пристрелок», но к началу 2007 году его репутация и политическое будущее оказалась под большим вопросом.
В 2007 году разразился новый скандал: пропали топ-менеджеры принадлежащего Рахату Алиеву «Нурбанка», в чем был обвинен сам президентский зять. Его неуклюжие оправдания и обвинения в коррупции в адрес Тасмагамбетова спровоцировали мощную атаку со всех сторон, что он был отправлен в отставку, объявлен в международный розыск и арестован австрийскими властями. Результатом чего стал полный подрыв позиций Алиева в Казахстане, чистка его ставленников в аппарате и лишения контроля над его - сильнейшей после государства - медиа-империей.
Победителем был «объявлен» Тасмагамбетов, но и у последнего дела идут совсем плохо: сестра и двоюродный брат под судом, в буквально вслед за арестом Алиева стало известно о возбуждении уголовного дела против президента компании «Казахстан темир жолы» Ерлана Атамкулова, давнего делового партнера, спонсора и родственника алматинского мэра. Атамкулов, которого на эту должность в свое время ангажировал Утемуратов, в последние годы «совсем отбился от рук» и начал вести свою игру, в том числе и активно помогая Тасмагамбетову и взяв под свое «крыло» самого младшего президентского зятя - Данияра Хасенова, бывшего футболиста, ставшего управляющим директором «КТЖ».
Надо напомнить, что в свое время Мухтар Аблязов и Аблай Мырзахметов также перестали признавать авторитет БД, и очень быстро оказались в условиях, способствующих быстрому перевоспитанию.
В настоящее время финансовая полиция во главе с Сарыбаем Калмурзаевым, крупным представителем «старой гвардии», ведет активный прессинг ряда лиц, связанных как с Тасмагамбетовым, так и с Кулибаевым. Речь идет об арестах бывшего заместителя Тасмагамбетова, экс-акима Мангистауской области, работающего в структурах Тимура Палымбетова и экс-зампреда Налогового комитета Канатова - человека Зейнуллы Какимжанова - президента Инвестиционного фонда, входящего в кулибаевскую мега-империю. Учитывая, что силовые структуры Казахстана не ведут крупных расследований в отношении VIP-чиновников без санкции «сверху», то встает закономерный вопрос: кто именно «оттуда» дал «добро»?
Не тот ли человек, который гипотетически стоял за организацией всех скандалов последнего времени, искусно направляя следствие, корректирую общественное мнение через свои СМИ и регулируя гнев президента против неугодных чиновников и бизнесменов? Не тот ли человек, который прошел путь от посредника по теневым сделкам до главного идеолога олигархического сообщества, подменившего интересы государства и общества своими финансовыми потребностями? И не тот ли это человек, который стал, похоже, единственным «преемником» в кадровой колоде Главы государства?
Похоже, что 50-летний управляющий делами вскорости и на безальтернативной основе сможет управлять не только «президентскими делами», но и другими президентскими обязанностями напрямую.
(прислано на www.geo.kz)