Ахмади Неджад готовится к визиту в Азербайджан
16 Августа 2007, Echo
Степень "политического риска" вокруг отношений с Ираном продолжает расти
НУРАНИ
По дипломатическим каналам Азербайджана и Ирана началась подготовка к официальному визиту президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмеди Неджата в Азербайджан - об этом агентству "Тренд" сообщил по телефону из Тегерана посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов. По его словам, визит планируется осуществить уже в августе, однако конкретные сроки уточняются. Азербайджанские и иранские дипломаты сейчас работают над программой визита и проектами документов, которые планируется подписать в ходе встреч - их список все еще не обнародован. "Тренд" в свою очередь напоминает, что визит президента Ирана является ответным на официальный визит в Иран его азербайджанского коллеги в 2005 году. Плюс ко всему Ахмади Неджад уже дважды приезжал в Азербайджан: в прошлом году он участвовал в саммите ЭКО в Баку, кроме того, он принимал участие в открытии газопровода из Ирана в Нахчыван.
Строго говоря, тучи над Ираном сгущались уже тогда. Однако в Азербайджане - и закономерность эта проявляется не первый год - говорить о политических рисках на "пранском направлении" как-то не принято. В том числе и потому, что, в отличие от России, Армении и ряда других государств, Азербайджан не входит в число стран, чьи отношения с Ираном вызывали бы "обозначенное" беспокойство со стороны США, притом что российские и армянские фирмы регулярно подпадают под американские санкции.
Тем не менее нельзя не заметить, что за последнее время ситуация заметно ухудшилась. Как сообщает газета The Washington Post со ссылкой на источник в администрации Джорджа Буша, США намерены причислить к террористическим организациям Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана. Как указывает газета, спор, объявлять ли террористами только "Иерусалимскую бригаду" КСИР, которая оказывает помощь вооруженным отрядам исламистов за пределами Ирана, или весь КСИР, шел достаточно долго, и в конце концов было решено объявить КСИР террористической организацией, действующей по всему миру. О решении официально сообщат в течение месяца, который остается до начала формальных консультаций в Совете Безопасности ООН о вводе новых санкций в отношении Ирана.
Однако куда примечательнее другое. Как отмечает издание, объявление КСИР террористической организацией означает, что американская администрация сможет блокировать счета всех стражей исламской революции на территории США. А ведь 125-тысячный элитный корпус имеет колоссальное влияние не только на политическую, но и на экономическую жизнь Исламской Республики, более того, многие аналитики склонны считать, что именно Стражи исламской революции контролируют практически все отрасли иранской экономики, под угрозой окажется любое предприятие мира, которое имеет какие-либо деловые интересы в Иране. А тогда уже нетрудно догадаться, что ввод в действие санкций, предусматривающий, в частности, блокирование счетов Стражей исламской революции в США, существенно осложнит жизнь компаний, сотрудничающих с КСИР. Во всяком случае Вашингтон собирается детально изучить экономическое влияние КСИР и запротоколировать финансовые связи "стражей". Более того, многие аналитики склонны рассматривать санкции против КСИР как часть той самой "экономической войны" США против Ирана, которая уже нанесла иранской экономике серьезный ущерб.
Куда опаснее, однако, другое: Иран, судя по словам российских аналитиков, превращен в планах Москвы в этакую "большую дубинку" для неспокойных "южных республик". Уже упоминавшийся в нашей газете Валерий Петров, комментируя на сайте IslamNews отказ России поставлять ядерное топливо на Буширскую АЭС, уделил большое внимание перечислению "заслуг" Ирана перед РФ. По его мнению, "одно лишь российское участие в иранской ядерной программе должно было принести нашей стране около 10 млрд. долл. (по крайней мере, такова оценка "Уолл-стрит джорнэл"). Эксперты разных стран отмечали: "Иран - стабильный рынок сбыта российских машин, оборудования и транспортных средств. Вместе с металлопродукцией доля этих товаров в российском экспорте составляет 80%" ("Независимая газета", 16.01.2006). Чрезвычайно перспективны и общие проекты в нефтегазовой сфере." Кроме того, "уже несколько лет успешно функционирует транспортный коридор Север - Юг, соединяющий Балтику с Персидским заливом через Каспийское море." А затем Валерий Петров банально проговорился: "Главным же, пожалуй, является то, что дружественный России Иран - это гарантия мира на наших южных рубежах. Аналитики из "Независимой газеты" подчеркивают: "Иран фактически оказался островом относительной стабильности в центре, пожалуй, самого нестабильного региона в мире". Кроме того, Петров приводит мнение некоторых экспертов, которые полагают, что именно Тегеран удерживает бывшие советские республики, в том числе Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан - от чрезмерного сближения с США. Проще говоря, Россия действует по схеме, принятой сегодня в ее большом бизнесе, где уже редко встречаются классические "новые русские" в малиновых пиджаках, с "пальцами веером" и с "чисто конкретным базаром": бизнесмены уже давно сменили малиновые пиджаки на консервативные фланелевые костюмы, на досуге рассуждают о тонкостях импрессионизма, дети учатся в Лондоне...Только вот при каждой крупной фирме существует этакое негласное "подразделение" для "грязной работы". Эти же политтехнологии сегодня переносятся в политику, только "грязная работа", судя по всему, перепоручается не спецслужбам, а странам-союзникам, вроде Ирана или той же Армении. Во всяком случае, представляется далеко не случайным, что в эти же дни Ахмади Нежад отправился с визитом в Туркменистан, где как раз решается вопрос о маршруте основной экспортной трубы и наметились тенденции к выходу из-под монопольного влияния России.
А тогда уже становится понятным, что политические риски на иранском направлении для Азербайджана существенно выше, чем это принято считать. И от такой реальности, увы, никуда не уйти.