CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

«Агали, любимчик, тебе это надо?!»,

16 августа 2007

«Агали, любимчик, тебе это надо?!»,

16 августа 2007 15:04, iamik.ru

или Размышления на тему целесообразности ирано-азербайджанского «братства»

Дипломатические ведомства двух стран начали подготовку к официальному визиту президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада в Азербайджан. Как сообщил агентству «Тренд» в среду по телефону из Тегерана посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов, визит планируется осуществить в августе, конкретные сроки уточняются.

Азербайджанские и иранские дипломаты сейчас работают над программой визита и проектами документов, которые планируется подписать в ходе встреч.

Визит президента Ирана является ответным на официальный визит в Иран его азербайджанского коллеги в 2005 году. Ахмадинежад уже дважды приезжал в Азербайджан. Однако эти визиты носили не официальный, а рабочий характер. В прошлом году он участвовал в саммите ЭКО, который проходил в Баку. В Нахчыване вместе с президентом Азербайджана Ахмадинежад принял участие в мероприятии, посвященном открытию линии природного газа, поставляемого в автономную республику. Собственно, во время встречи в Нахчыване президент Ильхам Алиев и пригласил своего иранского коллегу посетить Азербайджан с официальным визитом. Приглашение было принято.

В другой международной ситуации можно было бы порадоваться официальному визиту президента Ирана в Азербайджан, расценив данный факт как попытку урегулирования существующих межгосударственных проблем и как показатель потепления взаимоотношений между двумя странами. Однако в данной международной обстановке вокруг нашего южного соседа очень трудно удержаться от того, чтобы не воскликнуть как персонаж известной театральной постановки: «Агали, любимчик, тебе это надо?!» Вся проблема в том, что президент Ахмадинежад совершает официальный визит в Азербайджан в тот момент, когда кольцо политико-экономической и военной блокады вокруг Ирана все более сужается. Именно в эти же сроки Совет Безопасности ООН собирается обсудить и принять третью и, возможно, последнюю резолюцию по Ирану. При этом данную резолюцию, лоббируемую со стороны США, готовы поддержать и Россия, и Китай, которые еще недавно, мягко говоря, особого восторга по поводу антииранской кампании, развернутой американским президентом, не выражали.

«Поддержка третьей резолюции Совета Безопасности ООН против Ирана Россией и Китаем связана с вероятностью превращения Ирана в сильное государство Средней Азии. Первая причина резкой реакции иностранных сил против ядерной программы Ирана состоит в опасном усилении Ирана в регионе», - считает действующий в США иранский политолог, главный редактор журнала International Мохсен Ибрагими. Он напомнил, что буквально на днях, а если быть точным, 13 августа телеканал ВВС посоветовал комитету по внешним связям британского парламента ужесточить принятые в отношении Ирана санкции, а также сообщил о расширении вмешательства Ирана в процессы, происходящие на Ближнем Востоке, и о роли Тегерана в усугублении кризисов в данном регионе.

Как сообщил во вторник Мохсен Ибрагими по телефону из Торонто, самым важным результатом последовательных визитов представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и обсуждений стала третья резолюция против Ирана. «Совбез ООН поддержал процедуру реализации третьей резолюции по Ирану. Эта резолюция предусматривает применение новых и более жестких санкций в связи с ядерной программой Ирана», - отметил Ибрагими. Являющиеся постоянными членами Совбеза ООН Россия, Китай и другие страны впервые открыто поддержали резолюцию против Ирана.

Политолог отметил, что Россия подписала соглашение с Ираном об обеспечении Бушерской атомной станции топливом. Однако в последнее время Россия сперва существенно сократила, а потом вообще прекратила объемы поставки ядерного топлива в Иран. РФ отмечает, что у Ирана накопились большие долги ее стране в связи с атомной программой Ирана.

Однако причина иная. Иран, заполучив атомную бомбу, хочет стать единственной доминирующей силой в регионе, прежде всего в политической и военной сферах. Россия же расценивает усиление исламского движения, особенно в северных соседних Ирану странах, как угрозу себе. Поэтому под поводом накопления у Ирана больших долгов пытается тормозить развитие ядерной программы Ирана.

В третьей резолюции речь идет не только о запрете поставок Ирану вооружений, товаров и технологий двойного назначения, но и имеются санкции экономического характера - предполагается заморозить счета «Садерат» и «Сипах» за рубежом. Тем самым будут ограничены иностранные банковские операции представителей иранских военных сил «Сипах Пасдаран». «Однако президент Ахмадинежад и другие ведущие иранские военно-политические, религиозные силы, несмотря на резкую реакцию, экономические санкции, настаивают на создании атомной бомбы», - отметил политолог.

Политолог считает, что в ядерной программе Ирана и даже в разработках по использованию атомной энергии в мирных целях нет никакой необходимости. «Иран обладает достаточными запасами нефти и газа. Кроме этого, неизвестно, где будут уничтожаться использованные в результате ядерной деятельности вещества и отходы, опасные для жизни и здоровья людей», - отметил он.

Между тем дело не ограничится резолюцией Совбеза ООН. США намерены причислить к террористическим организациям Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана, сообщает газета The Washington Post со ссылкой на источник в администрации Джорджа Буша (подробнее об этом читайте в материале «Вашингтон пойдет на конфронтацию» в сегодняшнем выпуске нашей газеты - ред.).

Одним словом, от Ирана отказываются все, в том числе до недавнего времени его самый надежный союзник - Россия. Да и зачем России иметь под боком сильный и амбициозный Иран, обладающий к тому же ядерным оружием? И без него в регионе стало тесновато от желающих доминировать стран. Ведь в сказки иранских официальных лиц о том, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер, так как по исламской религии создание и применение оружия массового поражения считается неугодным Аллаху делом, не верят даже в России. Скорее всего, наоборот. В Тегеране, наверно, уже давно придумали соответствующее звучное название новому оружию возмездия.

Кроме того, Иран предпринимает серьезные попытки выйти на европейский рынок для продажи собственных и среднеазиатских энергоресурсов, прежде всего газа. Первую такую попытку Ирана по транспортировке в перспективе собственного газа в Европу через территорию Армении России удалось предотвратить. Однако не все страны региона настолько «подкаблучны» России, как Армения, которой пришлось отказаться от собственной, притом долгосрочной, выгоды. Например, Анкара подписала соглашение с Тегераном о поставках иранского, а в перспективе, возможно, и среднеазиатского газа в Европу через территорию Турции, чем вызвала бурные протесты со стороны Вашингтона.

Кстати, эти планы Ирана, особенно в части, связанной с поставками среднеазиатских энергоресурсов на европейские рынки, противоречат интересам не только России, но и Азербайджана.

В принципе можно предположить, что рано или поздно Ирану удастся стать серьезным конкурентом России по поставкам газа на европейские рынки. Дело в том, что в конечном итоге выход иранского газа на европейский рынок отвечает интересам и США, и Евросоюза. Проблема заключается в том, что Россия даже не скрывает, что использует энергетическую зависимость Запада, прежде всего Европы, для достижения внешнеполитических целей.

Как сообщает NEWSru.com, статья министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова «Сдерживание России: назад в будущее?» была размещена в среду на сайте российского внешнеполитического ведомства и опубликована в журнале «Россия в глобальной политике». В ней Лавров говорит о внешнеполитическом курсе России, отношениях между РФ и США, размещении американской системы ПРО на территории Восточной Европы, а также о членстве в НАТО как «пропуске в клуб» демократических государств. Глава МИД заявил в своей статье, что Россия видит свою роль в мировой энергетике как средство обеспечения своей внешнеполитической самостоятельности. «Россия не нарушила ни одного своего обязательства перед странами-импортерами, ни одного контракта на поставку углеводородов», - заявил Сергей Лавров.

«Именно свобода действий и свобода слова, которые мы обрели во внешних делах и которыми, кстати, пользуемся в рамках международного права, являются главным пунктом обвинения со стороны тех, кто недоволен укреплением России», - сказал министр.

«Россия проводит внешнюю политику, которая является продолжением внутренней, - сообщил российский министр. - У нас реалистичные и понятные устремления, а именно, поддержание международной стабильности как важнейшего условия решения задач дальнейшего развития страны и естественной эволюции международных отношений в сторону свободы и демократии».

"В отличие от Советского Союза, Россия - открытая страна, которая не собирается от кого бы то ни было закрываться, - убеждает Сергей Лавров. - Поэтому и «открывать» нас нет нужды". «Не мы строим сегодня стены, как физические (между странами и внутри них), так и политические, - указал он. - Москва выступает против искусственных препятствий в международном общении, за снятие визовых барьеров, в том числе в отношениях с Европейским союзом».

Оказывается, полное блокирование деятельности эстонского посольства за перенос Бронзового солдата или прекращение, хотя и временное, всех политико-экономических связей с Грузией, насильственная, притом без соблюдения необходимых правовых процедур, депортация грузин из России только за то, что были арестованы российские шпионы в Тбилиси, в понимании Москвы укладывается «в рамки международного права». Именно такая внешняя политика, которая на самом деле «является продолжением внутренней», пугает соседей и партнеров России, рассматривающих членство в НАТО как «пропуск в клуб» демократических государств, способный сдерживать агрессию со стороны Москвы.

Однако Запад, прежде всего США, рассматривает Иран в качестве союзника в большой энергетической игре против России только после смены нынешнего тегеранского режима. Вот здесь интересы сторон временно совпадают. В Москве прекрасно понимают, что только обострение ситуации вокруг Ирана хотя бы временно избавит Россию от появления серьезного конкурента в Европе.

А мы вот ничего этого не замечаем. Не говоря об экономических и иных интересах, даже не учитываем того, что Иран ближе к нам, чем к России. И в случае появления у Ирана ядерного оружия Тегеран прежде всего будет шантажировать Азербайджан, пытаясь подчинить внешнюю политику официального Баку своим геополитическим интересам в регионе. Вот тогда о судьбе около 30 миллионов азербайджанцев, проживающих в Иране, никто в Азербайджане не осмелится даже заикнуться.

Нельзя исключать и того, что наша правящая элита намного комфортнее себя чувствует в окружении лидеров таких стран, как Иран, Таджикистан и иже с ними. Это же не лидеры западных стран, которые мало того, что за счет Азербайджана пытаются обеспечить свои потребности в энергоресурсах, да еще требуют соблюдать права человека и демократические принципы. Но тогда надо открыто заявить, что Азербайджан не желает получить «пропуск в клуб» демократических государств и готов войти в «антиамериканскую коалицию», о необходимости создания которой буквально на днях заявил президент Ирана.

А может быть, все намного проще. Не исключено, что и во внешней политике Азербайджан взял на вооружение принцип «вала», как в случае ВВП:

Р.Миркадыров

«Зеркало»

iamik.ru

Предыдущая статьяAchtung! minen!
Следующая статьяМасштабы трудовой миграции осложняют демографическую ситуацию