CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zakon.kz

Современная языковая политика как диверсия против суверенитета страны (Казахстан)

28 августа 2007

Современная языковая политика как диверсия против суверенитета страны

28.08.2007, zakon.kz

Канат КАБДРАХМАНОВ

Иногда кажется странным, что из казахского языка сделали проблему. Получается, что тот, кто говорит на казахском или делает вид, что изучает казахский, тот наш, хороший, а тот, кто не говорит и не делает вид, что хочет научиться говорить, тому доверять нельзя, тот чужак. Но это очень странно, ибо вообще трудно сделать из языка проблему, поскольку язык сам по себе не может быть таковой. Он может быть лишь проблемой лингвистики как науки.

Бессловесный конфликт из-за языка

От сотворения мира языки сближают людей. Однако некоторые пытаются разыграть «языковую» карту в политической игре, разделяя людей и провоцируя шовинизм. Разве это случайная нелепость, что вопросы бытования и развития казахского языка стали опасными, едва ли не провокационными? Люди неказахского происхождения, высказывающиеся по вопросу бытования казахского языка, высказываются так витиевато, что аргументацию за и против в их выступлениях понять вообще невозможно! «Языковая» проблема стала почти такой же опасной, какими были политические анекдоты во времена ГУЛАГа! Но я, как гражданин и подданный отечественной культуры, не хочу, чтобы язык моих отцов стал пугающей людей проблемой!

Однако хватит представлять из себя наивного чудака. Существует настойчивая попытка через внедрение казахского языка создать национальное сознание. Вероятно люди, проводящие эту политику, чувствуют: без национального сознания не может существовать национальное государство. И с этим невозможно не согласиться. Но мне думается, что попытка создания национального сознания посредством насильственного утверждения какого-либо языка - попытка, заранее обреченная на неудачу, ибо проблема сознания является проблемой не лингвистического толка, а мировоззренческого. Я думаю, что проблему создания национального массового сознания нужно решать не косвенным, кривым путем - путем запугивания людей и вызывания в них крайне негативного отношения к казахскому языку, а прямым путем - непосредственного, открытого, целенаправленного, программного, ясно обозначенного в целях и задачах формирования национального сознания.

Можно предсказать, что славяне Казахстана в обозримом будущем говорить на казахском языке не будут. Этому мешает гигантское, юпитерианское воздействие на их сознание России. Также можно предсказать, что казахский язык в обозримом будущем не заместит русский язык в качестве языка межнационального общения. По причине большей привлекательности русского языка как инструмента не только общения, но и образования, канала современной информации.

Если ставить вопрос о формировании национального сознания, единого для казахского и неказахского населения нашей страны, то нужно, прежде всего, ставить вопросы о десоветизации ментальности. Шантаж, связанный с лишением работы тех бюджетников, кто не владеют казахским языком - это прямая диверсия против нашего суверенитета. Это насилие, видя которое, потирают руки те наши сограждане, кто называют себя «пятой колонной» в Казахстане.

У нас не было и до сих пор нет опыта управления кризисными ситуациями. Всякое неординарное событие воспринимается нами как катастрофа. Между тем, бессловесный конфликт, существующий из-за малоосознанного насаждения казахского языка, относится к разряду тлеющей конфликтной ситуации.

Отчего у нас нет системности в деле распространения казахского языка? Отчего школьники, по одиннадцать лет изучающие казахский язык, покидают школу, так и не выучив его? Почему казахский язык не вызывает должного уважения в школе? Почему нужно принуждать людей изучать казахский язык? Почему эти вопросы не имеют ответов? Почему эти вопросы не являются вопросами постоянного публичного обсуждения?

Ответы просты. Потому что не видно людей, которые бы знали ответы на эти вопросы. Потому что не видно общественных деятелей, в ком была бы смелость публично задавать и повторять их. Покуда эти вопросы так и будут оставаться незаданными, кризис будет дальше набухать и зреть. Мы будем оставаться больным обществом, страдающим псевдоязыковой проблемой, пока эти вопросы не станут публичными, не станут стучать в сердце каждого преданного Отечеству казахстанца. Только честный, публичный поиск ответов на эти вопросы может способствовать формированию национального сознания.

Национальное сознание по Абаю

Можно легко представить, что будет говорить француз в пользу Франции, что будет говорить японец в пользу Японии. Почему мы теряемся в спорах, касающихся привлекательности Казахстана? Почему в спорах мы иногда предаем свою страну? Потому что наше массовое сознание еще больно раной передела советской собственности, потому что наша власть все еще больна советизмом - синдромом неуважения к своему народу и недоверия своему народу. Но мы до тех пор не сможем стать державой, пока не узнаем, что такое уважение к своей стране и преданность своим согражданам.

Есть одна важная составляющая, которая поддерживает атмосферу общественного равнодушия в Казахстане. Проблема в том, что в Казахстане критично много людей, которые полагают, что их настоящая родина - не Казахстан, а Россия, Украина, Германия или что-то еще, а Казахстан - это всего лишь место, в котором приходится до поры до времени пребывать. Проблема здесь не в том, что такое отношение к родине крайне обывательское, а в том, что эти действительно никчемные люди создают и поддерживают животный, приспособительный стиль существования. Они приспосабливаются к тем обстоятельствам, которые есть и пытаются извлечь из этих довольно скучных данностей существования максимум личной выгоды. Таким поведением они усугубляют антипатриотические настроения, консервируют состояние гражданской пассивности, распространяют заразу скотского равнодушия. А казахи, живущие рядом с ними, не будучи достаточно в гуманитарном плане образованными, не разоблачают подлость такого мировоззрения.

С немногочисленными людьми, открыто называющими себя «пятой колонной», можно как-то справиться, их злонамеренность видна невооруженным глазом. Намного более сложной для интеллектуального разрешения представляется проблема животного поведения многих наших сограждан, их невольная консервация духовной и культурной стагнации. Патриотизм на постсоветском пространстве довольно уродлив. Патриотизм в этой части света принял формы расизма, шовинизма или национализма. Этот уродливый патриотизм растет из почвы советизма. На всем постсоветском пространстве вопиет о своей злободневности проблема формирования и модернизации национального сознания. Этнократическая модель мировоззрения повсюду вырождается в явления явно или неявно монструозные и чреватые насилием и войной.

Административное внедрение казахского языка - что это, если не казахизация массового сознания? Что должно произойти в результате широкого распространения казахского языка? Что будет представлять собой Казахстан, когда казахский язык займет нынешнее место русского языка? Кто-нибудь знает? А возможно ли это? А если это возможно, сколько времени понадобится для решения такой задачи? А существует ли такая задача?

За проблемой широкого распространения казахского языка стоит действительно насущная проблема формирования национального сознания. Но столь же ясно понимаю и то, что люди, ответственные за распространение казахского языка, не в состоянии членораздельно говорить о проблеме формирования современного национального сознания. Иначе они и работали бы не так, как работают. Полагаю, что нам необходима не казахизация общественной среды, а честная ее патриотизация.

Национальное сознание состоит из вкладов всех сегментов общества: государственной администрации, общественных организаций, бизнесов, системы образования, культурных учреждений, творческих индивидуумов. Когда придется заниматься этим вопросом вплотную, мы обнаружим, что в этой работе нет никого и ничего, кто и что не имели бы своего отношения к формированию современного национального сознания. В древнем и великом Китае говорили: «Дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага». Думается, что первым разумным шагом на этом длинном пути был бы взгляд назад, взгляд на наследие Абая. Он был первым казахом, кто ясно и отчетливо призывал к модернизации национального сознания.

На форуме, посвященном национальному сознанию, нужно говорить об Абае не как о литераторе, но как о гуманитарии, понимавшем историческую значимость постоянной работы над национальным сознанием. Форум, посвященный гуманитарному наследию Абая, может задать правильный тон дальнейшей работе. На этом форуме мы сможем прийти к общему пониманию того, что в проблеме расширения роли казахского языка на самом деле коренится проблема формирования национального сознания, которая настолько сложна для осознания, что даже представляется не в своем облике.

Организовав форум имени Абая и постоянно развивая его идеи, мы сумеем разработать такие идеи, которые могут быть успешно трансформированы в значимые поступки, которые, в свою очередь, будучи совершенными, будут постепенно изменять действительность. Существующую реальность, в которой господствует равнодушие, царят идеи личного обогащения и наплевательского отношения к своему людскому окружению. Эти идеи гибельные, и мы, осознав гибельность этих идей, должны заместить их на идеи жизнетворящие. Идеи, которые будут солидаризировать нас и формировать из нас современную нацию.

Интернет-издание Позиция.kz

zakon.kz

Предыдущая статьяАмериканский Совет по международному образованию объявляет конкурс на получение FLEX-стипендии среди школьников Таджикистана
Следующая статьяФуад Асимов. Зачем Астане ум, когда в Москве думают