Кашаган - качаем права
? 158 (16306) от 28.08.2007, «Экспресс К»
Кульпаш КОНЫРОВА, Астана
Вчера тучи над консорциумом Agip KCO, ведущим разработку месторождения Кашаган, сгустились. Казахстанская таможня возбудила уголовные дела против некоторых ответственных работников компании за уклонение от уплаты налогов, а Министерство охраны окружающей среды от слов перешло к решительным действиям. Главный эколог страны Нурлан Искаков заявил вчера журналистам, что все работы на этом крупнейшем месторождении в Каспийском море приостановлены на три месяца.
Репутация ничто, экология - все!
Главный аргумент в принятии такого решения - нарушение экологического законодательства Казахстана нефтяным консорциумом Agip KCO, который ведет разработку Кашагана.
- Мы пошли на такой беспрецедентный шаг, потому что не все экологические требования выполнены на сегодняшний день, - отметил министр экологии, добавив при этом, что подотчетное ему ведомство не преследует каких-либо других целей, кроме как защиту законов страны.
Напомним, что к прегрешениям консорциума экологи относят сверхнормативные выбросы вредных веществ, систематические нарушения норм утилизации отходов, что, возможно, и привело к массовой гибели тюленей и осетровых рыб на Каспии.
Помнится, что именно за нарушения экологического законодательства из Казахстана три года назад вынуждена была уйти канадская компания "ПетроКазахстан". После чего в ряде зарубежных СМИ не замедлили появиться публикации об ухудшении инвестиционного климата в Казахстане. Авторитетное издание Wall Street Journal три года назад на своих страницах написало: "Страна, некогда бывшая любимицей западных нефтяных мейджоров, становится территорией, все более опасной для инвесторов".
На этот счет ранее в интервью "ЭК" Нурлан Искаков заявил:
- К нам в республику пришли инвесторы с мировым именем. И они должны работать, как в самых лучших странах мира. Необходимо заставить недобросовестные компании соблюдать наши законы. Наши дети и внуки должны увидеть не мертвую голую степь, а цветущий край, обустроенный за счет высоких цен на нефть.
Да, сегодня республика окрепла и начала качать права. Но это права хозяина недр.
Десять лет - уже не десять процентов
Как писал "ЭК" в предыдущих материалах, ситуация вокруг Кашагана развивается по тому же сценарию, который имел место с российским нефтяным месторождением "Сахалин-2". Как правило, в последние годы в нефтедобывающих странах именно экологические претензии выступают главным аргументом, когда требуется решить спорный вопрос, касающийся раздела собственности или прибыли, особенно в "нефтянке".
И в случае с Кашаганом республике есть за что бороться! Только извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются, как минимум, в 7-9 миллиардов баррелей (по другим данным, в 13 миллиардов баррелей).
Но все эти несметные запасы черного золота, сокрытые в недрах Каспия, увы, пока не приносят никакой пользы Казахстану. Вот уже во второй раз оператор проекта - итальянская компания Eni - переносит сроки добычи первой нефти на Кашагане: в первый раз с 2005 на 2008 год, а теперь - на вторую половину 2010 года.
На кону не только репутация самого оператора проекта - Eni, которого, судя по заявлениям казахстанского премьера Карима Масимова, могут сменить, но и имидж самой республики. Проанонсированные ранее планы о том, что Казахстан должен добывать к 2015 году 150 миллионов тонн нефти, с очередной отсрочкой имеют высокую вероятность остаться декларативными намерениями.
Но, как считают эксперты, казахстанский вариант все же "мягче" и законно выдержаннее, чем российский по "Сахалину-2". Как было сказано выше, работы на Кашагане приостановлены на три месяца. За это время иностранные нефтяные компании, входящие в состав консорциума Agip KCO, и правительство республики должны уладить все спорные вопросы и прийти к компромиссу.
По мнению казахстанских аналитиков, путь к соглашению будет нелегким. Они считают, что главным спорным моментом переговоров может стать размер казахстанской доли прибыли от продажи будущей кашаганской нефти, так называемый "профит-ойл".
Напомним, что ранее министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов, комментируя журналистам последствия второй отсрочки освоения Кашагана, заявил, что предполагается увеличение казахстанской доли профит-ойла с 10 до 40 процентов. То есть Казахстан намерен получать чуть менее половины от будущих доходов после продажи кашаганской нефти!
Требования республики вполне резонны. Будь кашаганская нефть, как было обговорено вначале, в 2005 году, то при нынешних ценах на черное золото казахстанская казна могла бы получать солидные доходы. И в этом случае те 10 процентов, о которых инвесторы договорились с правительством еще в 1997 году, давно бы себя оправдали. Но, увы, сроки первой нефти отодвигаются на добрую пятилетку, а значит, республика имеет полное право требовать пересмотра условий договора.
СРП что дышло?
О том, какой именно должен быть размер казахстанской прибыли от продажи кашаганской нефти, стороны обговаривали заранее. Все это закреплено в так называемом Соглашении о разделе продукции - СРП.
И сегодня весь вопрос в том, насколько реально республике удастся добиться увеличения профит-ойла до 40 процентов. С таким вопросом "ЭК" обратился в сам консорциум. В Agip KCO нам ответили очень обтекаемо, но в то же время твердо:
- Мы ожидаем, что любые обсуждения будут вестись в соответствии с условиями Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.
Казахстанский высокопоставленный нефтяник, комментируя по просьбе "ЭК" вышеназванный вопрос, пояснил:
- В СРП учтены интересы всех сторон. Но заключали его в 1997 году, почти 10 лет назад. И как сегодня стороны смогут трактовать закрепленные в нем нормы, будет зависеть от юристов обеих сторон.
Но, скорее всего, ситуация с Кашаганом должна стать экзаменом на мастерство и патриотизм для отечественных юристов.
В операторы пойду, пусть меня научат
Конечно, во многом пререкания властей и нефтекомпаний - это борьба за конкретные деньги. Нефтяники не хотят платить больше. А Казахстан вправе требовать. "Не нравится, - как справедливо заметил ранее в бытность министром энергетики Владимир Школьник, - уходите. Все равно на казахстанские месторождения очередь желающих уже выстроилась".
Эту мысль сегодня развивает в своих заявлениях и нынешний глава кабмина Карим Масимов. В своем недавнем интервью тому же Wall Street Journal он заявил, что правительство в случае невыполнения обязательств вправе сменить оператора проекта.
Новые кандидаты на место Eni пока неизвестны. Есть разговоры, что на операторство рассчитывают другие компании, входящие в состав консорциума, - это Total либо ExxonMobil. Но все это пока на уровне слухов.
Некоторые специалисты не исключают и такого варианта, что Eni для сохранения своей позиции согласится на то, чтобы сооператором стал "КазМунайГаз". Как сказал "ЭК" информированный источник, нынешняя ситуация на руку нацкомпании, которая имеет в этом проекте лишь 8,33 процента, - для нее глупо было бы не воспользоваться ею, чтобы укрепить свое положение в таком "ягодном" проекте.
Заокеанские аналитики считают, что наша республика "выдвигает претензии для усиления своей роли в нефтяном секторе". А почему бы нет?!
Но сегодня не только Казахстан решил показать характер и отстаивать свои права. Позиция республики, по признанию тех же скептически настроенных к нам аналитиков, отражает общемировую тенденцию. Так, в одном из заокеанских изданий было написано: "Учитывая тот факт, что с 2001 года цена на нефть почти удвоилась, государства, сидящие на огромных запасах, требуют для себя все большей доли из неожиданно выросших доходов нефтяных компаний. Западные нефтяные компании, жаждущие получить новые месторождения углеводородов, вынуждены "проглатывать" все более жесткие условия, для того чтобы не выйти из игры".
Так что вся интрига по Кашагану еще впереди.