Уголовное расследование на фоне геополитического передела
28 Августа 2007, Echo
В Казахстане объявлен в розыск экс-глава КНБ
НУРАНИ
Несмотря на отказ властей Австрии выдать экс-посла Казахстана в этой стране и бывшего зятя Нурсултана Назарбаева Рахата Алиева, правоохранительные органы Казахстана продолжают расследование, возможно, самого громкого уголовного дела в новейшей истории страны. По последним сообщениям из Астаны, Министерство внутренних дел Казахстана объявило в розыск бывшего председателя Комитета национальной безопасности республики Альнура Мусаева. Как уточняют журналисты, Мусаев, возглавлявший КНБ с августа 1999 по май 2001 года, обвиняется в похищении руководителей банка "Нурбанк" Жолдаса Кимралиева и Айбара Хахенова. Точнее, он проходит по делу Рахата Алиева как соучастник последнего.
По сведениям из казахстанских источников, сообщает "Интерфакс", Рахат Алиев после нескольких лет руководящей работы в органах налоговой полиции возглавил в сентябре 1999 года алматинский департамент КНБ, а с июня 2000 года стал и заместителем председателем спецслужбы, которую в то время возглавлял Мусаев. С мая по ноябрь 2001 года он был первым заместителем председателя КНБ.
Информационное агентство Press-uz.info в свою очередь сообщает, что Альнур Мусаев - это уже пятый генерал, привлеченный по делу Алиева: уголовному преследованию подверглись также генералы финансовой полиции Ибраимов, Кузьменко и Курбатов.
Вопрос, однако, в том, что столь показательный "звездопад" в Казахстане произошел на фоне очередного обострения геополитического соперничества в Центральной Азии. Где контроль над казахстанской нефтью и путями ее экспорта - это, вероятнее всего, главный приз. Комментируя итоги саммита ШОС, многие западные СМИ приходят к выводу: исход геополитической схватки за Центральную Азию по-прежнему неясен. Financial Times в своей аналитической статье "Как Западу вновь склонить на свою сторону Центральную Азию" указывает: "В августе лидеры России, Китая и четырех центральноазиатских государств встретились в Бишкеке, пыльной столице Кыргызстана, где договорились о создании "энергетического клуба". Они не объявили, чем конкретно будет заниматься клуб и когда он будет сформирован. Однако очевидно, что они хотели показать: энергетический клуб закрыт для тех, кто в него не входит - для Запада в целом и для США в частности." По мнению газеты, прозвучавшее заявление свидетельствует, что Западу все больше осложняется доступ к энергоресурсам Центральной Азии и ему все труднее снизить зависимость от России как от транзитной страны. США и Евросоюз, безусловно, проиграли очередной раунд "великой игры". И если они намерены успешно конкурировать с поднимающейся Россией и все более активным Китаем, то им придется удвоить усилия. Указывая, что страны ЕС не смогли выработать единой стратегии по Центральной Азии, а президент США Джордж Буш, в отличие от кремлевского лидера, относится к региону пренебрежительно, автор тем не менее полагает, что для Запада в Центральной Азии не все еще потеряно. Во-первых, то, что Россия покупает центральноазиатский газ - это не катастрофа для ЕС, ведь российские трубопроводы ведут в Европу. Диверсификация желательна, но не обязательна, поскольку Россия и Европа взаимозависимы. К тому же хотя позиции Запада в Центральной Азии и ослаблены, ему удалось добиться гораздо больших успехов в Азербайджане, а неожиданная смерть туркменского диктатора Сапармурата Ниязова, который скончался в декабре, дала его стране возможность выйти из добровольной изоляции. Наконец, по мнению FT, несмотря на политические соображения, деньги тоже имеют значение. США, ЕС и западные нефтяные компании по-прежнему могут выступать с новыми инициативами - если они готовы оперировать твердыми цифрами в вопросах инвестиций, цен и желаемых доходов, делает вывод издание.
А тогда уже не следует забывать, что влияние России в странах Центральной Азии по традиции наиболее заметно именно в силовых структурах. И тогда уже аресты генералов, в том числе и "славянской национальности", по делу "Нурбанка" могут сыграть свою роль в изменении акцентов во внешней политике Казахстана. Или, если угодно, стать видимым проявлением этих изменений - что еще не дает повода сомневаться в их виновности, не говоря уже о том, что участие силовых структур в переделе бизнеса, похищения и убийства банкиров и т.д. - это "почерк" российского бизнеса начала 90-х. Так или иначе, дело "Нурбанка" может коренным образом повлиять на маршруты трубопроводов.