Защита прав человека в Туркменистане
28.08.2007, Гундогар
Фарид Тухбатуллин
Туркменистан - единственная страна в СНГ, не имеющая института омбудсмена, который мог бы на постоянной основе заниматься всеми вопросами защиты прав человека.
В то же время в стране создана очередная комиссия, призванная защитить права жителей страны. Туркменское государственное информационное агентство (TDH) сообщает, что «в ходе заседания президент Гурбангулы Бердымухаммедов подписал постановление, согласно которому создана межотраслевая комиссия по обеспечению исполнения международных обязанностей Туркменистана в отношении прав человека. Документом утверждены Положение и состав комиссии».
Наверное, все-таки не «обязанностей», а «обязательств»? Но не будем придираться к словам, в стране и так острая нехватка квалифицированных специалистов, в том числе филологов и юристов. Поговорим о сути. Точнее, хотелось бы поговорить, но суть от нас скрыта фразой: «Документом утверждены Положение и состав комиссии». То есть, гражданам страны опять не разъяснили, что это за комиссия и чем она будет заниматься конкретно. И стоит ли возлагать на нее какие-то надежды.
Та же история была с созданием Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте Туркменистана. Ни положения об этой комиссии, ни ее состава опубликовано не было. А если судить по доступной информации о ее деятельности, то она - вопреки названию - занимается подготовкой списков осужденных, подлежащих помилованию. Не поленитесь перечитать название комиссии. Если она и может кого-то миловать, то только сотрудников правоохранительных органов, по вине которых несправедливо пострадали (погибли, были осуждены, лишены работы, лишены права выехать из страны и т.д.) многие туркменистанцы. Но и то - миловать только после расследования и вынесения приговора преступившим закон сотрудникам полиции, прокуратуры, МНБ и др.
В состав же этой комиссии, судя по всему, вошли руководители тех самых, перечисленных в конце предыдущего абзаца, служб. А они, естественно, заинтересованы блюсти «честь мундира», а заодно и «авторитет нейтрального государства», что в нынешних условиях Туркменистана -одно и то же. И, как следствие, она фактически превратилась в комиссию по помилованию.
В парламенте (Меджлисе) Туркменистана тоже существует Комитет по защите прав и свобод человека, который возглавляет: следователь Министерства национальной безопасности Джума Джумаев.
С. Ниязов в свое время создал Институт демократии и прав человека при президенте Туркменистана, который действует до сих пор. Ни демократии, ни прав человека от этого в стране не прибавилось. А деятельность института свелась к тому, чтобы демонстрировать международному сообществу, что страна движется к демократии.
Несомненно, можно и дальше придумывать и создавать разные государственные учреждения, комиссии, институты и комитеты, занимающиеся правами человека, а в их руководящий состав вводить людей, облаченных высокими должностями, а заодно - и погонами. Но сколько времени должно пройти и сколько человеческих судеб должно быть разбито, чтобы количество комиссий переросло в качество? Когда жители страны почувствуют, что их права хоть как-то защищены? Или по-прежнему в нашей стране между словами «помиловали» и «защитили права» будет стоять знак равенства?
Источник :: Туркменская инициатива по правам человека