Казахстанская карта Пекина
16 ноября 2007г., Деловая Неделя, Казахстан ? 44 (772)
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Китай расширяет свое сотрудничество с Астаной, надеясь с ее помощью решить вопросы энергоснабжения своих западных районов
Пока страны Евросоюза и Соединенные Штаты отчаянно борются с Россией за то, куда в конечном итоге повернут магистральные газопроводы от района Каспийского моря, Китай предпочитает громких заявлений не делать, с челночными визитами по маршруту Астана - Ашхабад - Баку высокопоставленных чиновников не посылать, а работать со странами, обладающими нефтяными и газовыми «кладовыми» в индивидуальном порядке.
Не случайно, что ключевым в этом плане для КНР является Казахстан, и то внимание, которое ему сейчас уделяют в Пекине среди всех республик Центральной Азии, говорит о приоритетном значении казахстанских нефти и газа для снабжения западных районов Китая.
И хотя многие по-прежнему уверены в том, что развивая китайское направление своего энергетического экспорта, Казахстан на самом деле просто продолжает проводить «многовекторную дипломатию», по существу, именно китайское руководство всячески стимулирует разворот газовых и нефтяных труб из региона Центральной Азии в направлении собственных границ.
Неделя культуры, подкрепленная природным газом
По традиции, Китай при укреплении сотрудничества с той или иной страной действует всегда двумя «параллельными дорожками» - народно-дипломатической и официальной. В свою очередь Пекин всегда стремится воспользоваться и взаимным интересом к себе со стороны той или иной страны. Вот и совсем недавно в КНР прошли Дни культуры Казахстана, которые, по словам посла Казахстана в Пекине Икрама Адырбекова, помогут укрепить тесное стратегическое партнерство между двумя странами и народами.
Пока казахстанские артисты представляли свою культуру и искусство на китайской земле, в Пекине было объявлено, что только за первую половину нынешнего года число китайских туристов, посетивших Казахстан, увеличилось почти вполовину, а число китайских бизнесменов - на 35%.
Помимо этого отмечен и резкий скачок интереса к Китаю среди граждан Казахстана, что в руководстве КНР связывают прежде всего с тем, что сейчас в Китайской Народной Республике обучается около 3 тысяч казахстанских студентов, что более чем на тысячу человек превышает данные прошлого года.
«В Алматы и Астане стало модно посылать своих детей учиться в китайские университеты и колледжи, особенно в такие центры, как Шанхай, Гонконг и Пекин, - говорит представитель министерства образования КНР. - Мы очень рады тому факту, что казахстанские семьи все чаще выбирают для учебы именно наши вузы, а не американские или британские». По словам казахстанского посла Адырбекова, в подобном росте интереса в Казахстане к Китаю нет ничего удивительного. Долгие годы оба народа жили бок о бок друг с другом, они имеют много общего в культуре и быте, интересуются делами и жизнью соседа. В Казахстане к Китаю давно уже укоренилось отношение как к сильной соседней державе, которая добилась больших экономических успехов и с которой можно вести выгодный бизнес.
К тому же в Казахстане все чаще именно Китай рассматривают как ключевого гаранта стабильности и безопасности во всей Центральной Азии. Не случайно поэтому, что в рамках ШОС Казахстан почти всегда старается поддержать китайские инициативы, тесно сотрудничать с КНР в вопросах борьбы с терроризмом и мусульманским экстремизмом в регионе, а также с помощью Китая надеется развивать собственную обрабатывающую и пищевую промышленность.
Ну и самое важное для двух стран - это тот объем двусторонних экономических связей, который нынче сопровождает многочисленные культурные выставки и красочные артистические шоу. Казахстан сегодня - самый крупный торговый партнер Китая не только в Центральной Азии, но и среди других республик СНГ, уступая по общим объемам только России (причем почти 80% российского экспорта в КНР - это исключительно оружие и военная техника).
В прошлом году объемы двусторонней торговли между Астаной и Пекином выросли до 8,3 млрд долларов, а в нынешнем году эта цифра может достигнуть отметки в 10 млрд долларов (и это при том, что в 1992 году двусторонние экономические связи измерялись суммой лишь в 370 млн. долларов).
Во время недавнего визита в Казахстан Председателя КНР Ху Цзиньтао было заявлено о том, что к 2015 году объем двусторонней торговли между Казахстаном и Китаем должен будет возрасти до 15 млрд. долларов, но с учетом бурного развития двусторонних связей отметка эта может быть достигнута гораздо раньше намеченного - ориентировочно к 2010 году.
Газ и нефть - лучшие друзья Китая
Когда китайские компании только начинали работать в Казахстане в энергетическом секторе, то американские газеты сразу же отметили: именно китайцы, а не российские компании будут на перспективу главными соперниками американского бизнеса в Центральной Азии, и именно китайским компаниям Казахстан будет продавать во все возрастающих количествах и нефть, и газ, поскольку западные районы КНР, которые страдают от нехватки энергоресурсов, лежат географически рядом с казахстанскими газовыми и нефтяными месторождениями.
Вместе с тем что выгодно в этом направлении Китаю, достаточно выгодно и Казахстану. К тому же расширение энергетического экспорта в КНР четко вписывается в систему многовекторной дипломатии, исповедуемой Астаной. Да и в финансовом плане китайцы пока не давали поводов усомниться в своей надежности и предсказуемости в качестве покупателей.
Начинались энергетические контакты между Астаной и Пекином со строительства многомиллиардного нефтепровода, который был завершен в 2005 году, и сейчас обе стороны договорились начать сооружение второй очереди этого нефтепровода, которая свяжет казахстанские нефтепромыслы на берегах Каспийского моря с западными районами Китая. Китайское руководство уже неоднократно подчеркивало приоритетность бесперебойного снабжения этих районов страны нефтью и природным газом из Казахстана и Туркменистана, причем туркменский газопровод, если он будет в конечном итоге проложен, в любом случае пройдет именно через казахстанскую территорию.
Уже сегодня, согласно статистике, которую предоставляет китайское правительство, Китайская национальная нефтегазовая корпорация добывает через свои структуры в Казахстане ежегодно около 13 млн. тонн нефти, и уже в самое ближайшее время ожидается, что эта цифра может быть удвоена.
Такой же бум зафиксирован и в сфере добычи и экспорта природного газа. Только что в столице Казахстана Астане в ходе визита заместителя премьер-министра Китая У И между представителями компании «КазМунайГаз» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) было подписано соглашение об основных принципах строительства и эксплуатации газопровода по маршруту Казахстан - западные районы Китая.
По оценкам экспертов, это соглашение является первым шагом в плане реализации договоренностей, которые были достигнуты во время летнего визита в Казахстан Председателя КНР Ху Цзиньтао. Этим соглашением определены основные принципы проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации газопровода из Казахстана в Западный Китай, причем осуществление подобного проекта обеспечит транспортировку как казахстанского, так и транзитного туркменского газа в Китай, а также позволит диверсифицировать экспортные маршруты казахстанского газа мировым покупателям.
Китай и Казахстан уже договорились о создании специальной проектной компании на равной долевой основе, причем именно эта проектная компания и будет являться собственником нового газопровода.
Само сооружение газопровода из Казахстана в Китай будет осуществлено в два этапа. Первый участок магистрального газопровода от границы Узбекистана и Казахстана до границы между Казахстаном и КНР через казахский город Шымкент до города Хоргос (Китай) будет иметь пропускную способность в 40 млрд. кубометров газа в год. Протяженность этого участка газопровода составит 1333 км, диаметр трубы здесь будет равен от 1024 до 1067 мм, а завершен газопровод может быть к концу 2009 года.
Второй участок этого газопровода пойдет по маршруту Бейнеу - Бозой - Кызылорда - Шымкент. Его мощность составит ориентировочно 10 млрд. кубометров природного газа в год, протяженность этого участка будет составлять 1480 км, диаметр трубы составит 1016 мм, а само его сооружение начнется по взаимной договоренности между Астаной и Пекином только тогда, когда экономические расчеты покажут его необходимость и реальную обоснованность.
Показательно, что Китай уже по всем каналам толкает начало прокладки этого газопровода, для чего задействованы контакты не только с Казахстаном, но и с Туркменистаном и Узбекистаном. Китайские представители усиленно лоббируют этот газопровод и через президента Бердымухамедова, и узбекского руководителя Каримова. Те в свою очередь уже обещали содействие в прокладке газопровода через свою территорию, хотя в Узбекистане в ближайшей перспективе планируют все-таки заниматься приоритетно не китайским газовым проектом, а собственными президентскими выборами. Важно и то, что усилению позиций Китая в энергетическом комплексе Казахстана и всей Центральной Азии потенциально не в силах помешать на данном этапе ни Россия, ни Соединенные Штаты. Если в проектах, идущих из района Каспия, и у Вашингтона, и у Москвы, да и у Брюсселя есть в наличии свои потенциальные сильные рычаги давления и на Казахстан (одно планируемое председательство Астаны в ОБСЕ на 2009 года чего стоит), и на Туркменистан, и на Азербайджан, то в развороте газовых труб в китайском направлении другие ведущие газовые игроки Центральной Азии сделать вряд ли что-то существенное смогут.
Помимо этого и для самих крупнейших экспортеров энергоресурсов Центральной Азии китайский маршрут и по всем параметрам перспективен, и долгоиграющий (сколько ни поставь китайцам газа, все равно окажется недостаточно при том экономическом росте, который КНР демонстрирует в последние годы), и по-настоящему альтернативен всем другим вариантам выхода газовых и нефтяных богатств этого региона на мировые рынки.
В том, что для Китая Казахстан в этом плане является ключевым звеном, осознают и в Астане: именно поэтому для Казахстана в данный момент крайне важно не просто повыгоднее продать природный газ китайцам и стать одновременно важной транзитной страной для доставки туркменского и узбекского газа, но и попытаться выторговать для себя у Китая и целый ряд важных экономических и инвестиционных «пряников».
Ведь почти наверняка может случиться так, что, когда газопровод по маршруту Казахстан - Китай уже будет проложен, Пекин вполне может уже воспринимать его наличие как данное и сам устанавливать свои правила «энергетических игр» в этом регионе, не особо считаясь с чьим-то мнением и интересами.