CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Состоится ли «Великий азиатский раздел»?

17 ноября 2007

Состоится ли «Великий азиатский раздел»?

16 ноября 2007г., Деловая Неделя, Казахстан ? 44 (772)

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Китай, США и Россия хотят управлять глобальными азиатскими процессами, и каждый - в своих собственных интересах

Когда в конце прошлого месяца в Бенгальском заливе прошли крупнейшие за последние годы военно-морские учения флотов и военно-морских сил Индии, Японии, Австралии, Сингапура и Соединенных Штатов по отработке «защиты дружественного побережья от возможной атаки международных террористов», зарубежные наблюдатели сразу же отметили: это было еще одной демонстрацией военной мощи стран, недовольных ростом влияния в этом регионе Китая. Известно, что именно Япония и США были главными застрельщиками подобных учений, и именно Токио с Вашингтоном принадлежит идея поддержания мира и порядка в Азии посредством сотрудничества четырех государств - США, Японии, Индии и Австралии.

Кто с кем собрался в Азии объединяться?

Конечно же, эти военно-морские учения ничуть не напугали китайцев. Напротив - они сами совсем недавно вместе с государствами Шанхайской организации по сотрудничеству проводили на российской территории масштабные военные учения, в которых, что показательно, отрабатывались те же самые «игровые ситуации», а именно: возможное вторжение на территорию одной из стран ШОС международных террористов и подрывных элементов.

В ходе и тех и других учений все участвовавшие в них стороны дружно палили из стрелкового оружия и артиллерийских стволов, бросали бомбы на «воображаемого противника» и даже окружали тех самых не пойманных и невидимых международных террористов, за которыми мировая охота ведется чуть ли не повсеместно.

Тем самым азиатские страны, хотят они того или нет, волей-неволей ввязываются в военное и политическое противостояние двух политических лагерей, причем один из них возглавляют сегодня Соединенные Штаты, а другой - Китай.

Наверняка та же Россия с подобным раскладом в Азии не согласится и гарантированно не будет считать собственное участие в ШОС «проведением курса в китайской упряжке». Но факт остается фактом: те страны, которые сегодня объединяются в политические или экономические блоки-соглашения с Китаем, почти всегда оказываются как бы «по другую сторону» баррикад, за которыми «прячутся» Соединенные Штаты и их союзники.

Вне всякого сомнения, у каждой страны, которая в той или иной степени вовлечена в «военные игры» на стороне Соединенных Штатов и Китая, есть свои национальные интересы, свои дипломатические взгляды на будущее отношений прежде всего со своими соседями по Азии. Но в любом случае и одна, и другая супердержава пытается со всей очевидностью путем создания «дружеских группировок» решать свои собственные как политические, так и экономические вопросы.

При этом пока целому ряду стран - среди них Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Малайзия - удается не ввязываться в американо-китайское противостояние и не влезать особо в региональные военные игры с учениями.

Есть в этом противостоянии и такие страны, как Тайвань, который может в результате роста военной мощи Китая (особенно на морях и океанах) попросту потерять свою де-факто независимость. В то же время руководство Тайваня понимает, что США в нынешних условиях не пойдут на открытую конфронтацию с Пекином из-за острова, и поэтому в случае возникновения возможности военного вторжения армии Китая на Тайвань его, скорее всего, никто не защитит.

Кто кого вооружает?

В этом континентальном азиатском противостоянии весьма интересную позицию занимает Россия. Начнем с того, что на сегодняшний день более 80% китайской военной мощи - это российское оружие, причем по некоторым позициям - весьма передовых образцов. Россия имеет военные контракты на поставку вооружений Китаю на несколько лет вперед, и тем самым фактически способствует укреплению влияния КНР в регионе.

Ни для кого не секрет, что большую часть идей и предложений по деятельности ШОС генерируют и проталкивают в этой организации именно китайские представители, а никак не Россия или страны Центральной Азии. При этом китайская сторона усиленно развивает в рамках ШОС как военно-политическую, так и энергетическую составляющую.

Если для США энергетические ресурсы той же Центральной Азии имеют лишь опосредованное значение, то для КНР получение нефти и газа из того же Казахстана или Туркменистана - вопрос успешного развития экономики собственных западных районов. Не случайно поэтому, что Китай очень активно в последнее время стремится заручиться подписанием долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей из этого региона, в то время как США нефть и газ Прикаспия больше интересуют как альтернативный источник энергии для европейских рынков.

В этом интересы Китая переплетаются с интересами России, причем Москва в чем-то выступает и как влиятельный конкурент Пекина в деле разворачивания нефте- и газопроводов в свою сторону от китайских границ. Но это в том, что касается нефти и газа, к примеру, Туркменистана. А вот свои собственные нефтетрубы Москва готова проложить именно в Китай, причем в потенциале именно Россия обещает стать чуть ли не главным нефтеснабженцем Китая в ближайшие 10-15 лет.

По подсчетам специалистов, на сегодня страны ШОС контролируют примерно 20% всех мировых запасов нефти, и если в эту организацию допустят в качестве полноправного члена Иран, то цифра эта может достигнуть 35%.

И если еще совсем недавно в том же Вашингтоне к деятельности ШОС относились с крайним скептицизмом, то сейчас США, Япония и Австралия очень болезненно воспринимают укрепление в Азии позиций как Китая, так и его союзников. Правда, не будем забывать, что те же страны Центральной Азии являются в рамках ШОС лишь «союзниками по случаю» (не будем уж совсем сгущать краски и называть их «шанхайскими братьями по неволе») и реально просто не в состоянии оказать какого бы то ни было существенного влияния на энергетические «разборки» между Соединенными Штатами и Китаем в регионе.

А вот Япония, которая традиционно побаивается укрепления китайских позиций на континенте, предпочитает все теснее «прижиматься» именно к Америке, будучи связанной с Соединенным Штатами важными соглашениями о дружбе и взаимной военной помощи.

Все от всех предпочитают защищаться

Недоверие к Китаю испытывает и такая страна, как Австралия, которая, находясь фактически на самом краю «дальней Азии», тем не менее крайне опасается растущей экономической и сырьевой экспансии со стороны Китая. И австралийцам также видится именно в лице Соединенных Штатов реальная возможность противостоять «китайскому натиску» в регионе.

И даже Индия, которая на Азиатском континенте имеет в лице Китая главного соперника не только в сфере роста экономики и численности населения, но и потребителя энергоресурсов (Индия уже к 2010 году может обогнать КНР по потребности в импортируемой нефти и природном газе). В своей континентальной ориентации Индия также делает выбор в пользу США, но у Дели одновременно установлены вполне приличные отношения с Россией, особенно в области закупок вооружений, в том числе - для нужд своего военно-морского флота.

К тому же часть территории Индии с 1962 года до сих пор занята китайскими войсками, и противостояние этих двух азиатских гигантов непременно затрагивает интересы и всех других государств, которые расположены по соседству, в том числе - и стран Центральной Азии.

С учетом того, что военно-морской флот Китая все же намного уступает мощи флота США, американцы делают сейчас все возможное, чтобы именно на просторах мирового океана КНР не смогла навязывать азиатским странам свои интересы и не имела шансов укреплять свое экономическое и политическое влияние в регионе. А вот что касается «азиатской суши», то здесь Китаю укреплять свое влияние вряд ли кто способен по-серьезному помешать.

К тому же Индия, которая по возможности старается проводить «многовекторную политику» в Азии, сотрудничает и с Россией, и с Соединенными Штатами (в последнее время - и в ядерной сфере), а в сфере мелкого и среднего бизнеса - и с Китаем. Ни о каком противостоянии с Китаем не может быть речи и со стороны других азиатских государств, потому что они все тесно связаны с КНР экономическими соглашениями и довольно успешным сотрудничеством.

Да и те же Австралия и Япония связаны с КНР узами взаимовыгодных экономических проектов, закупкой в той же Австралии важного сырья, а в Японии - передовых технологий. Не собирается включаться в стратегическую борьбу за Азию между Китаем и Соединенными Штатами та же Южная Корея. У нее тоже полным-полно своих экономических интересов в Китае, и даже наличие на корейской территории американских военных баз «сдерживания Северной Кореи» не делает Сеул безусловным союзником Вашингтона в борьбе за политическое и экономическое доминирование на Азиатском континенте.

Потихоньку оживают в Азии и такие страны, как Индонезия. Так, в 2005 году Джакарта заключила военное соглашение с Китаем на закупку китайского вооружения. А совсем недавно во время визита российского президента Путина в Индонезию эта страна получила кредит от России на сумму в 1 млрд. долларов, который она сможет потратить на покупку российского вооружения, в том числе боевых самолетов и подводных лодок.

Разумеется, это не значит, что Индонезия теперь будет числиться в «разделенной Азии» на стороне Китая и станет тем или иным образом противостоять Америке. Но «всеазиатские игры» во влияние на континенте становятся все более интенсивными и активными. Последним штрихом к такой разделительной политике стали переговоры Китая и Таиланда, на которых Пекин пообещал поставить Бангкоку вооружения и оказать помощь в усмирении мусульманских повстанцев на юге страны, а также пробить через перешеек Кра новый судоходный канал.

Этот водный путь может помочь судам, идущим из Южно-Китайского моря, попасть беспрепятственно в Индийский океан, минуя Малаккский пролив вокруг Сингапура. Таиланд к такому предложению Пекина отнесся с большим интересом, что тут же вызвало неприкрытое недовольство со стороны США, с которыми Таиланд поддерживает давние военные и политические связи.

Нельзя, наконец, забывать и о еще одной важной, чисто азиатской манере ведения «большой политики» в этом регионе. Выступая, с одной стороны, за укрепление связей с Китаем, те же страны Юго-Восточной Азии, Индия, Япония, да и наверняка государства Центральной Азии, хотели бы сохранения присутствия Соединенных Штатов в Азии в качестве своего рода противовеса усилению китайского влияния.

Когда-то подобным образом к «противовесу» Америке привлекали Советский Союз, а теперь, по существу, единственным балансом положения на Азиатском континенте можно считать именно Китай. Со своей же стороны Соединенные Штаты, как бы они ни соперничали с КНР политически, экономически и военно, все равно стремятся поддерживать с Пекином ровные и партнерские отношения.

Американский министр торговли, руководитель Федеральной резервной системы, а также министр финансов США - частые гости в Пекине, и обсуждают они там отнюдь не варианты раздела Азии, а те сферы, где совместными усилиями они могут добиться взаимовыгодных результатов.

Поэтому на ближайшую перспективу, разделив Азию на зоны своих «приоритетных» и «второстепенных» интересов, Соединенные Штаты и КНР вряд ли по-настоящему будут демонстрировать друг другу военные и другие виды «мускулов». Слишком хрупок сегодняшний мир (причем не только в Азии - что события в Ираке и Афганистане очень хорошо показали), и слишком много могут потерять и Вашингтон, и Пекин, если они все же решатся угрожать друг другу по-настоящему.

Что же остается в этой ситуации делать странам Центральной Азии? Лучшим вариантом для них было бы проведение политики «равноудаленного сближения» и с теми, и с другими. И с Америки, и с Китая странам региона вполне можно получить неплохие дивиденды - и в плане инвестиций, и технической помощи, и обеспечения безопасности в регионе в целом (те же военные игры в ШОС позволяют, к примеру, государствам Центральной Азии тратить на свою оборону и поддержание региональной безопасности куда меньше, чем если бы они все эти вопросы решали самостоятельно). Главное в этой ситуации - не «переиграть» самих себя, не «прислоняться» слишком сильно ни к одному, ни к другому «азиатскому тяжеловесу», тем более что совсем рядом от этого противостояния находятся и Россия, и Иран, и Турция, у которых по поводу того, в чьих интересах должна разыгрываться «азиатская карта» в будущем, есть свое, и очень сильно отличающееся от взглядов Пекина и Вашингтона, мнение.

dn.kz

Предыдущая статьяЗабор как средство разделения
Следующая статьяКризис или нет?