Россия выиграла битву за туркменский газ
04 декабря 2007, Новая Политика
Алексей ТИМОФЕЙЧЕВ
На прошлой неделе стало известно о повышении цен на туркменский газ. Газпром согласился платить за него на 30 % больше ($ 130 за 1 тыс. кубометров) в первом полугодии и на 50 % ($ 150) во втором. Также же появилась информация о желании Узбекистана повысить расценки для Газпрома. Что, кроме роста затрат, означает это для российской газовой монополии?
Известно, что повышения цен на свой газ Туркмения добивалась от Газпрома уже достаточно давно, желая пересмотреть существующее соглашение. Первый раз на повышение цены Газпром пошел еще в прошлом году, уступив Туркменбаши и повысив цену с $ 65 до $ 100 за 1 тыс. кубометров газа. Сейчас уступка Газпрома еще более значима, так как, начиная с 2009 года, цена на газ будет не фиксированной, а рыночной. Она будет определяться по специальной формуле, основанной "на рыночных принципах", исходя из существующих европейских цен и стоимости газа на пространстве бывшего СССР.
Очевидно, что тактически - с точки зрения затрат - эта сделка не очень выгодна Газпрому, так как дешевый туркменский (да и, судя по всему, узбекский) газ ушел в прошлое. Однако стратегически Газпром гарантировал себе два чрезвычайно важных момента. Во-первых, у Газпрома по-прежнему остается право на закупку почти всего туркменского газа (до 80 млрд. кубометров газа в год вплоть до 2028 г. при нынешней добычи в Туркмении пока не превышающей 70 млрд. кубометров). Во-вторых, укрепляются позиции Газпрома в отношении строительства в направлении России Прикаспийского трубопровода, и, как следствие, снижаются шансы на реализацию проекта Транскаспийского трубопровода-конкурента. Однако об окончательной победе российской корпорации в этом деле можно будет сказать после подписания договора о создании Прикаспийского газопровода. Первоначально оно планировалось на сентябрь, но не состоялось из-за позиции Туркмении, настаивавшей на предварительном повышении цены на газ. Теперь же туркменский президент заявляет о том, что проект Прикаспийского газопровода может быть реализован даже с опережением ранее согласованного графика.
В свете достигнутого ценового соглашения становятся понятными афишировавшиеся контакты туркменского руководства с западными компаниями и чиновниками. Особый резонанс вызвала встреча туркменского президента с комиссаром ЕС по энергетики Андрисом Пиебалгсом, а точнее заявление, сделанное по итогам этой встречи. Тогда Гурбангулы Бердымухаммедов сообщил, что Туркмения принципиально готова рассматривать возможность участия в других (помимо российских) проектах по доставке своего газа на рынки стран ЕС. Кроме Пиебалгса этой осенью Туркмению посетил британский министр энергетики Малькольм Викс и верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана.
Очевидно, что во многом эти переговоры велись Туркменией для того, чтобы оказать давление на Газпром. Туркменские власти давали понять российской монополии, что она может лишиться своего привилегированного положения. Можно признать, что стратегия, выбранная туркменской стороной, принесла свои плоды.
Однако и Газпром, если достигнутые договоренности будут реализованы, может не волноваться по поводу своих позиций в республике.
Теперь возникает другой вопрос: сможет ли Туркмения выполнить свои обязательства? Хватит ли у нее газа?
Прикаспийский газопровод потребует 10-20 млрд. кубометров газа ежегодно, запланированное расширение существующего газопровода Центральная Азия-Центр - еще 20 млрд. кубометров. Не стоит забывать и про обязательства Туркмении перед Ираном и Китаем (14 и 30 млрд. кубометров газа в год, соответственно). Конечно, Туркмения планирует добывать до 250 млрд. кубометров газа в год, однако пока это только намерения...
Определенно ответить на вопрос о том, достаточно ли у Туркмении ресурсов для реализации всех продекларированных проектов пока трудно, так как непонятно, какими запасами газа обладает страна. Тем не менее, ряд экспертов полагает, что Туркмении придется приложить немало усилий, чтобы выполнить уже взятые на себя обязательства по поставкам газа. При этом отмечается, что на дополнительные трубопроводы - имеется в виду главным образом Транскаспийский газопровод - туркменского газа, скорее всего, уже просто не хватит. Получается, что многочисленные эмиссары ЕС напрасно приезжали к туркменскому президенту.
Помимо европейцев и стоящих за ними американцев проигравшей выглядит также Украина, снабжаемая туркменским газом. Ее ждет необратимое повышение цены (с запланированных на будущий год $ 160 за 1 тыс. кубометров до $ 190 и даже, возможно, $ 200). Оно может весьма болезненно отразиться на состоянии украинской промышленности. Интересно, что повышением цены Украина во многом обязана своим западным партнерам. Именно они, играя на противоречиях между туркменским руководством и Газпромом, убеждали Гурбангулы Бердымухаммедова в том, что Газпром покупает туркменский газ по заниженным ценам, обещая, по-видимому, платить больше в случае согласия Туркмении на реализацию проекта Транскаспийского газопровода. Однако, похоже, что на этот раз Запад и стремящаяся в евро-атлантические структуры Украина проиграли России в борьбе за энергоресурсы Средней Азии.