CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Люли в солдаты

14 декабря 2007

Люли в солдаты

13.12.07 Интернет-журнал "Оазис" #23 (67) Декабрь 2007

Билоли Шамс (Хатлонская область)

Согласно закону «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», все граждане Таджикистана мужского пола, достигшие 18 лет, обязаны отслужить в армии два года. Отсрочка предоставляется только гражданам, признанным временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, имеющим двух и более детей, являющимися единственными сыновьями, студенты вузов, аспиранты. Однако есть еще одна категория населения, проживающая в Таджикистане, представителей которых крайне редко можно увидеть в военной форме. Это таджикские цыгане - «люли» или «джуги», так называют их в республике.

Традиционно они всегда вели бродячий образ жизни, кочуя таборами от 5-6 до 10-20 шатров, останавливаясь близ деревень и живя в одном месте 3-5 дней. Среднеазиатские цыгане издавна живут в Таджикистане. Существует множество версий их появления на территории региона. Принято считать, что они потомки индийских цыган, некогда достигших территорию Центральной Азии и осевших здесь. Основным занятием их является попрошайничество, мужчины также занимаются изготовлением деревянных ложек, чашек, другой мелкой хозяйственной утвари, женских украшений. Люли постепенно интегрировались с местным населением, переняли местные обычаи, языки и веру, но привычка просить милостыню так и не искоренилась. Замкнутость, приверженность профессиям или занятиям, которые презираются остальными, напоминают черты индийских каст. Поэтому отношение к ним местного населения остается негативным.

Сегодня в Таджикистане существуют несколько компактных мест их проживания, в Колхозобаде, Вахдате, Гиссаре, Варзобе, в Восейском и бывшем Ленинском (ныне Рудаки) районах республики, оставшихся с советских времен, когда была предпринята попытка привить им оседлый образ жизни. Тогда многие из них обучались в школах, работали в местных органах власти, служили в армии. Однако гражданская война и последовавший затем экономический кризис вынудили многих из них покинуть свои дома, вернуться к кочевому образу жизни и старому промыслу - попрошайничеству.

Сегодня точное их количество неизвестно. Однако численность таджикских цыган значительно возросла по сравнению с советским периодом, когда многие из них записывались как таджики или узбеки.

Официально, согласно последней переписи населения от 2000 года, цыган в Таджикистане проживает около 5 тысяч человек, при общем количестве населения республики в 7 миллионов жителей.

В военных частях таджикской армии увидеть мужчин люли почти невозможно, поскольку, опасаясь отрицательного отношения к ним представителей титульной нации, они оказываются служить там.

По словам самих люли, в армии, узнав про их национальность, сослуживцы начинают над ними издеваться. «Не дай Бог, когда узнают, что мы цыгане. Был случай, когда люли из Турсунзадевского района (район, расположенный в 57 км. западнее столицы близ узбекской границы) служили в одной из частей. Их сослуживцы - ребята других национальностей, повесили им на шею сумки и заставили попрошайничать, а сами веселились от этого»,- говорит 19-летний люли из кишлака Тугарак Восейского района Хатлонской области на юге республики Фахриддин Нугаев.

Но есть еще одна причина, по которой служба в армии для люли невозможна. Это неграмотность большинства из них. Саид Исматов 23-хлетний люли - житель кишлака Навобод, джамоата Пахтаобод из того же Восейского района причиной отказа от службы называет то, что он не грамотный. «Я не умею читать и писать. К тому же я уже женат и имею детей, поэтому мне нельзя служить»,- говорит он.

40-летний житель кишлака Абдухолик Кудратов имеет среднее образование. Он окончил 10 классов и два года отслужил в Советской армии в Крыму. «Сегодня у меня шестеро детей, все безграмотные, а мне очень хочется, чтобы они умели хотя бы писать и читать. Также мне хочется, чтобы наши молодые люли имели возможность и желание служить в рядах таджикской армии».

В кишлаке Навобод, джамоата Пахтаобод Восейского района живут 170 семей люли. Этот населенный пункт так и называют - «люлийский кишлак». Это одно из самых крупных поселений цыган на юге республики.

Представители местных органов власти считают, что все разговоры об особо негативном отношении к цыганам беспочвенны. Перед конституцией Таджикистана все народы республики равны. В армию призывают тех, кто имеет паспорт, и тех, кто состоит на учете, - сообщили в министерстве обороны.

«Они просто избегают военной службы, а так как у них нет постоянной прописки, то невозможно определить возраст молодых людей», - говорит Военный комиссар Восейского района Искандар Назаров, - «До нынешнего года молодые люли не призывались на военную службу, они не учатся в школах, и нет списков этих людей, но в этом году мы отправили нескольким из них повестки в военкомат».

«Люли очень трудно найти на постоянном месте, всегда они на выезде, и не все они зарегистрированы по книге джамоата, иногда очень трудно установить их возраст»,- объясняет заместитель председателя джамоата Тугарак Восейского района Бозоргул Шоева. Кроме того, по ее мнению, из-за традиционно ранних браков не всегда удается призвать их на службу в армию. «Родители их очень рано женят, и в призывном возрасте они имеют по 2-3 детей».

«Вот если отправлять их в северные регионы страны, например, в Согдийскую область, где их не знают, то можно избежать негативного отношения» - считает он.

Однако в министерстве обороны Таджикистана не согласны с такой постановкой вопроса. Многие представители люли призываются в вооруженные силы страны и достойно служат, сообщили нам в пресс-центре министерства обороны. Например, начальник 1-ого отдела военного комиссариата районов республиканского подчинения Хайрулло Пиров, сообщил, что представители люли сегодня служат в рядах таджикской армии.

«И к ним такое же отношение, как и ко всем остальным гражданам Таджикистана. Многие представители этой нации из Гиссарского, Турсунзадевского и других районов республиканского подчинения отслужили в армии, и среди них было немало грамотных людей».

С ним согласен и депутат нижней палаты таджикского парламента Джалол Камолов. «В Пенджакентском районе Согдийской области в махалле Навобод вожаком люли был воин-интернационалист Мастон Худойбердиев. Он отслужил в рядах Вооруженных сил бывшего Союза, воевал в Афганистане, очень грамотный парень. Он и теперь агитирует своих парней, чтобы они тоже служили в армии», - рассказывает депутат.

ca-oasis.info

Предыдущая статья"Нефть в обмен на демократию": Казахстан за неделю
Следующая статьяАльтернативы нет