CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

«Афганизация» Таджикистана близка к завершению!

7 февраля 2008

«Афганизация» Таджикистана близка к завершению!

06 февраля 2008 11:51, iamik.ru

Совершенное 2 февраля с.г. убийство командира ОМОНа МВД Таджикистана полковника Олега Захарченко наглядно показывает всю аморфность власти президента Э.Рахмона и его правительства на данный момент.

Захарченко был убит в поселке Гарм, расположенном в 220 километрах к востоку от Душанбе, куда он вместе с частью своего отряда прибыл на совещание по линии МВД.

Обстоятельства гибели командира ОМОНа тщательно скрывались, и некоторые подробности стали известны лишь в понедельник 4 февраля. Омоновцы подъехали к дому бывшего начальника УВД Гармского района Мирзо Ахмадова, который, посчитав, что они приехали его задержать, открыл по ним огонь из автомата. Полковник Захарченко был убит на месте, четверо членов его отряда с тяжелейшими ранениями госпитализированы.

Для расследования обстоятельств происшествия в Гарм выехала следственная группа МВД и Госкомитета нацбезопасности республики. Полковник Захарченко занимал должность командира ОМОНа с марта 1997 года, когда в республике еще шла гражданская война. Это из ряда вон выходящее убийство ярко свидетельствует, во-первых, о том, что в правоохранительных органах страны царит самый настоящий «бардак», а во-вторых, что президент Эмомали Рахмон совершенно не контролирует ситуацию в Таджикистане.

После своей «исторической» победы на президентских выборах, добытой весьма сомнительным путем, Рахмон попытался провести тщательную «чистку» в рядах правительства и других государственных органах, освобождаясь от представителей бывшей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), работавших в них с 1997 года.

После нашумевшей отставки главы упраздненного МЧС. М. Зиеева и ареста за «незаконное хранение и сбыт наркотиков» бывшего полевого командира ОТО. Ф. Хайриддина, командовавшего до недавнего времени группой быстрого реагирования в Управлении МВД по борьбе с организованной преступностью, в правительстве и силовых структурах РТ фактически не осталось ни одного видного представителя исламской оппозиции.

Таким образом, Э.Рахмон грубо нарушил свои же договоренности с ними - о 30 процентной квоте их представителей в правительстве. В этом же контексте необходимо рассматривать и то, что власти затягивают обещанное освобождение из мест заключения свыше 500 членов исламской оппозиции, а также участившиеся факты необоснованного задержания их сторонников правоохранительными органами. Президенту, видимо, кажется, что он полностью очистил властные структуры от представителей исламской оппозиции. Но реальность такова - он глубоко заблуждается.

Возникает впечатление, что «головокружение» от успехов не позволяет ему сделать реальный анализ взрывоопасной ситуации в стране? Так или иначе, но его действия, бесспорно, вызвали серьезное недовольство у членов бывшей ОТО, которые отбросив то, что их разделяло, активизировали процесс новой консолидации. По данным высокопоставленного источника в ГКНБ Таджикистана, влиятельные лидеры исламистов провели в Раштской долине серию консультативных встреч. На этих сходках было достигнута договоренность выработать единую тактику противодействия.

По данным независимых экспертов, основная масса боевиков бывшей ОТО, ранее реинтегрированных в силовые структуры Таджикистана, но сегодня оставшиеся не удел, вынашивают намерение отомстить действующей власти. При этом боевики зарабатывают на жизнь, а также на осуществление своей мечты исключительно контрабандой наркотиков из Афганистана. Сегодня обиженные на власти боевики постепенно концентрируются в труднодоступных горных массивах Раштского, Джиргатальского и Тавильдаринского районов. В Ванчском и Калайхумбском районах, а также в Каратегинской зоне боевики открыто агитируют местное население, и скажем так - не безуспешно.

О якобы намечаемых антиправительственных вылазках боевиков в ближайшее время намекают и представители Партии исламского возрождения Таджикистана. Так, выступая в Осло на семинаре по проблемам экстремизма и религиозных свобод, заместитель председателя Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ) М.Хаитов заявил о сосредоточении в горных массивах республики до 1800 вооруженных боевиков.

Причем подобный сценарий импонирует и многим представителям светской оппозиции. В частности экс-председатель Демократической партии Таджикистана М.Искандаров, осужденный на 23 года лишения свободы, считает, что «выбранный боевиками непримиримого крыла ОТО силовой метод борьбы с правящим режимом выглядит предпочтительнее тюремного заключения».

На этом фоне наблюдается рост противоречий и недовольства внутри рахмоновского окружения, где все чаще высказывается недовольство действиями «хозяина». Самое страшно то, что раздраженность политикой властей характерна и для сотрудников среднего звена силовых структур Таджикистана. Именно эти настроения толкнули многих из них на сторону ПИВТ. Так что, в случае возникновения реальной конфликтной ситуации в стране, неизвестно куда повернет свое оружие основная масса сотрудников силовых структур. А если учесть два важнейших факта (связь радикалов с наркотрафиком и вовлеченность правоохранительных органов в тот же наркобизнес), становится ясно, что «спайка» между ними уже давно и прочно налажена.

В этом контексте убийство со стороны бывшего начальника УВД Гармского района Мирзо Ахмадовым командира ОМОНа МВД Таджикистана полковника Олега Захарченко более чем подтверждает логичность вышеприведенных рассуждений. То ли не поделили контроль за коридорами, по которым идут наркотики, то ли Захарченко ехал убирать очередного сторонника ПИВТ, но того заранее предупредили свои люди в Душанбе.

Страшно и то, что если бывший «мент», решив что его пришли арестовать, может спокойно уничтожить влиятельного командира ОМОН вместе с частью его отряда, то что говорить о тысячах боевиков, сконцентрированных в горных районах, до зубов вооруженных и уверенных (не без оснований!) в том, что Рахмон обманул их, предал и хочет с ними расправиться? На что способны эти фанатики? Так что перспективы новой гражданской войны в Таджикистане, учитывая полную неспособность президента этой страны контролировать ситуацию, а также огромное разочарование его политикой рядового населения, выглядит весьма вероятной. И превратится Таджикистан в полное подобие соседнего Афганистана со всеми «характерными особенностями», раздираемого безвластием и полевыми командирами государства.

Аркадий Серов

iamik.ru

Предыдущая статьяКнутом и пряником по режиму Назарбаева.
Следующая статьяРоссия и СНГ: время смены внешнеполитической парадигмы