CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Идея газового альянса представляется чрезвычайно перспективной для стран региона.

8 марта 2002

2002 ?09 март Идея газового альянса представляется чрезвычайно перспективной для стран региона.

Единственным аспектом экономической тематики, прозвучавшим во время официальных заявлений президентов стран СНГ по итогам неформального саммита в Алматы стала идея взаимодействия в добыче и транспортировке газа. Владимир Путин говорил об этом еще во время первой пресс-конференции, после первых общих переговоров с коллегами (пожалуйста, 2-я стр.), и вернулся к этой же теме позже. Официально было сообщено, что президенты России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана приняли совместное заявление о взаимодействии в вопросах энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран - производителей природного газа. "Продвижение взаимодействия в газовой области должно служить осуществлению надежных стабильных поставок природного газа на мировые рынки, рынки государств - участников СНГ, других европейских и азиатских стран в интересах удовлетворения их растущих потребностей. Для достижения этих целей правительства наших стран предпримут необходимые меры для создания благоприятных условий сотрудничества газовых компаний, заключат соответствующие соглашения, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, и обеспечат их реализацию",- говорится в совместном заявлении.

Не совсем ясно, что же конкретно имеется в виду под "благоприятными условиями сотрудничества", да и сами формы его не ясны. Тем более, что как было замечено, эти документы не будут носить обязательного характера. Последнее замечание в определенной мере девальвирует идею газового альянса, как бы бросая на нее тень от многих других инициатив, рожденных в рамках СНГ и благополучно почивших без какого бы то ни было продолжения. Можно даже предположить, что озвучена идея была с целью наполнить контакты на высшем уровне в СНГ хотя бы видимостью перспективного экономического содержания, что очень необходимо на фоне явного кризиса структуры. Но есть обстоятельства, которые делают идею газового альянса в СНГ вполне жизнеспособной.

Россия в новых геополитических условиях должна искать новые же подходы сохранения и, если получится, упрочения своего влияния на постсоветском пространстве. Для региона Средней Азии этой задаче как нельзя лучше соответствует тесное взаимодействие в газовой сфере. Совместный выход на внешние рынки, обеспеченный скоординированной политикой в развитии газодобывающей и транспортирующей инфраструктур, механизмами устраивающих всех тарифов, может наполнить союзничество, сейчас зачастую в большей степени формальное, реальным содержанием. На поставках среднеазиатского газа в Европу могут хорошо зарабатывать все участники альянса - и газодобывающая Туркмения, и транзитный Казахстан, и выступающий в обоих качествах Узбекистан. Причем в случае создания альянса все страны могут больше не бояться повторения ситуации четырехлетней давности, когда Москва и Ашгабат не могли договориться по тарифам на прокачку газа, в результате чего среднеазиатские газовые республики либо понесли прямые убытки, либо недополучили потенциальную прибыль.

Россия при этом выиграет и политически, и экономически. Политически - как неизбежный, объективный лидер альянса (РФ не только лидер в мире по объемам добычи газа, но и главное звено в газотранспортной системе СНГ, а также единственная страна, способная осуществлять крупные инвестиции в эту сферу), экономически - получая деньги за транзит среднеазиатского газа через свою территорию и за счет большей надежности поставок газа в Европу и в Турцию по системе "Голубой поток". Кроме того, не исключено, что в перспективе в Средней Азии могут появиться и совместные с Россией предприятия по добыче газа. Расширение поставок газа в Европу, где этому виду топлива уделяют все большее значение, выход на большой рынок Турции - все это гарантирует странам СНГ большой и стабильный рынок. Потенциальная прибыль от экспорта газа в рамках альянса вполне способна превысить самые оптимистические ожидания от финансовой помощи со стороны США за лояльность стран региона. Не исключено, что именно это ставил во главу угла при обсуждении идеи со своими коллегами Владимир Путин.

Но есть один момент, который способен придать идее еще большую привлекательность. Это возможность выхода среднеазиатского газа на китайский рынок. Весь последний год в России обсуждался проект совместного с Китаем строительства транскитайского газопровода от Синьцзян-Уйгурского автономного района до Шанхая с пропускной способностью до 20 млрд куб. м в год.

Общая стоимость проекта оценивается в $18 млрд, в том числе $12 млрд составляют затраты на разведку и разработку газовых месторождений Таримского бассейна и $6 млрд - на строительство газопровода. Осуществлять его с российской стороны должен был могучий "Газпром". В начале нынешнего года появились сообщения, что заключение соглашения по этому проекту - дело практически решенное.

Если российско-китайский проект начнет осуществляться, то в принципе можно представить ситуацию, при которой существующая в Средней Азии система газопроводов будет продолжена от Узбекистана на восток, через Казахстан на Китай, чтобы состыковаться с внутрикитайским газопроводом. Конечно, это был бы весьма крупный проект, но не больший по протяженности, чем газопровод Тарим - Шанхай, а также все те гипотетические нефтепроводы от Каспия, которые широко обсуждаются все последние годы. Существование такого газопровода дало бы выход среднеазиатскому газу при финансовом и технологическом обеспечении со стороны "Газпрома" и Китая на бездонный китайский рынок, стало бы стимулом для Туркмении, Казахстана и Узбекистана к разработке открытых, но неэксплуатируемых запасов, поиску новых.

В политическом же плане результативность проекта была бы не менее высокой: симметричная взаимозависимость стран региона друг от друга заставила бы перейти от фактически конфронтационной политики по экономическим и приграничным вопросам к реальному сотрудничеству, не говоря уже о том, что важная роль среднеазиатских стран в этом проекте могла бы повысить и их самостоятельную геополитическую значимость, сделав наконец-то субъектами геополитических процессов.

Таким образом, высказанная российским руководством идея газового альянса представляется чрезвычайно перспективной для стран региона. Если ее не постигнет судьба СНГ.

Ярослав РАЗУМОВ.

panorama.kz

Предыдущая статьяВ Астане вскоре состоится казахстанско-американское заседание по энергетическому партнерству.
Следующая статьяСтраны Центральной Азии и международные организации решили гармонизировать правовые отношения в сфере борьбы с транснациональным наркобизнесом.