2002 ?09 март Страны Центральной Азии и международные организации решили гармонизировать правовые отношения в сфере борьбы с транснациональным наркобизнесом.
В РК планируется разработать программы по защите свидетелей и потерпевших.
5-7 марта в горакимате работала Центральноазиатская конференция по международному правовому сотрудничеству в рамках конвенций ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств" и "О борьбе с транснациональной организованной преступностью". Организаторам - Министерству юстиции и Управлению ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП) - удалось собрать весьма солидную публику. Участие в конференции приняли министры юстиции РК и Таджикистана, руководители КНБ, Верховного суда и Генеральной прокуратуры нескольких государств, ряд вице-министров, послов, видных ученых, экспертов, в том числе из международных организаций.
Вышеуказанные конвенции были подписаны большинством стран Центральной Азии, но не всеми ратифицированы. В частности, казахстанским законодателям еще предстоит ратифицировать Конвенцию о борьбе с транснациональной преступностью, подписанную республикой в 2000 году в Палермо. Что касается борьбы с наркобизнесом, то все страны региона испытывают на себе влияние наркотрафика из Афганистана. Актуальность конференции состоит также в необходимости скорейшего согласования и унификации национальных законодательств в связи с этими угрозами. То есть при наличии политической воли механизм совместной борьбы с наркобизнесом и транснациональной преступностью, а также отлаженное пограничное сотрудничество в Центральной Азии отсутствуют. Внимание европейских государств к этой проблеме тоже объяснимо, так как именно туда через наши страны идет поток наркотиков, а значит, и, кроме всего прочего, проблемы отмывания нелегального капитала, коррупции и т.п. Не случайно для участия в конференции прибыли эксперты из 19 стран, в том числе из Франции, Швеции, Польши и др. и 10 международных организаций-доноров. По признанию организаторов, конференцию планировалось провести еще в ноябре, но из-за событий 11 сентября пришлось отложить.
Отвечая на вопрос Панорамы, глава Управления ООН по международным договорам, правовым вопросам и секретариата Комиссии по контролю за наркотиками Кэтрин ВОЛТЦ сообщила, что после падения режима талибов объем наркотрафика из Афганистана не снизился. По ее словам, за последние годы там скопилось очень много героина. В 1999 году там было произведено 2,8 тыс. тонн опия, в 2000-м - 4,8 тыс. тонн, а в прошлом году - более 3 тыс. тонн. Разумеется, считает г-жа Волтц, весь этот героин еще не попал к потребителям в России и Европе. Поэтому, даже если в Афганистане маковые плантации не будут возрождены, всем странам, лежащим на пути наркомаршрута, еще предстоит бороться с огромными партиями героина.
В этом году ООН зарегистрировала попытки фермеров на юге Афганистана произвести новые посадки мака. И даже учитывая, что правительство Хамида Карзая ввело жесткий запрет на культивацию мака и производство наркотиков, г-жа Волтц полагает, что контролировать наркобизнес в Афганистане все еще очень трудно. Она также уверена, что введение визового режима в странах Центральной Азии и вообще стремление изолироваться - отнюдь не решение проблемы.
По признанию всех участников конференции, лишь совместные усилия могут придать борьбе с наркобизнесом эффективность.
Интересные данные привел и.о. председателя Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Нурлан АБДИРОВ. По его словам, в РК официально зарегистрировано 45 тыс. наркозависимых. Однако комитет совместно с Республиканским центром медико-социальных проблем наркомании провел исследования и констатировал жутковатую цифру - в Казахстане на самом деле не менее 340 тыс. наркозависимых. То есть каждый сороковой житель страны.
По данным г-на Абдирова, увеличение объемов наркотранзита напрямую влияет на внутреннюю ситуацию в РК. Если в 1995 году было изъято лишь несколько граммов героина, то сейчас роль традиционной для РК канабисной группы легких наркотиков (марихуана, гашиш) уменьшается, а тяжелых наркотиков (героин, опий и т.д.) увеличивается. В 2000 году, например, было изъято 264 кг героина, а в 2001-м - 134 кг. Если раньше канабиноиды составляли как минимум 80% изъятых полицией наркотиков, то в последние три года преобладают (до 52%) героин и опий. Соответственно, считает г-н Абдиров, растет проблема наркомании, так как много наркотиков оседает в РК. Для Кыргызстана и Таждикистана проблема именно героинового наркотрафика давно масштабна. Там изымают из незаконного оборота в основном тяжелый наркотик. Борьба с наркотрафиком и наркоманией, к примеру, в Таджикистане, осложняется, по словам министра юстиции этой страны Халифабобо ХАМИДОВА, тем, что многие представители правоохранительных органов замешаны в наркобизнесе. Известно, что недавно был задержан один из руководителей душанбинской полиции, связанный с преступниками, и приговорен, кстати, к смертной казни (на днях президент помиловал его, заменив наказание на 20 лет лишения свободы).
Оценивая проделанную за последние годы работу стран региона, министр юстиции РК Георгий КИМ отметил, что разработанная в РК Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом является уникальным правовым актом в опыте стран СНГ. По словам министра, наркоторговля и коррупция стали в РК важнейшими факторами роста организованной преступности. С другой стороны, правовая интеграция РК в международные правовые отношения позволит сделать борьбу с преступностью и наркобизнесом эффективнее. Так, по его мнению, Конвенция по борьбе с транснациональной преступностью, которую РК ратифицирует в ближайшее время, предоставит правоохранительным и судебным органам уникальные возможности и средства. Кроме этого, по словам министра, ратификация конвенции повлечет за собой прогрессивные изменения во внутреннем законодательстве. РК уже, считает г-н Ким, продвинулась в этом направлении. В частности, предусмотрена возможность использования показаний сотрудников оперативных органов, внедренных в организованные преступные группы, в качестве доказательств в ходе уголовного судопроизводства.
Министр также назвал несколько приоритетных направлений в совершенствовании законодательства. Так, считает он, необходимо выработать единый механизм взаимодействия компетентных органов различных стран в приграничных областях, расширить возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств. Особо г-н Ким отметил планы по ограждению потерпевших и свидетелей эффективными мерами защиты, так как этот аспект серьезно затрудняет судебное преследование участников организованных преступных групп. "Предстоит внедрение радикальных изменений в действующем законодательстве, - сказал он, - вплоть до специального нормативного правового акта, относящегося к сфере борьбы с организованной преступностью".
Заместитель председателя КНБ РК Максут НУРИМАНОВ сообщил, что спецслужбы постоянно расширяют информационный обмен с многими государствами, активизируют совместную оперативную деятельность с коллегами из стран СНГ, проводят совместные взаимосогласованные оперативно-розыскные мероприятия, обмениваются кадрами. По словам г-на Нуриманова, на практике наиболее эффективно зарекомендовали себя совместные операции по методу "контролируемая поставка", которые позволяют вскрывать каналы транзита наркотиков, выявлять и пресекать деятельность организованных преступных групп. Показательным примером эффективного взаимодействия нескольких спецслужб (РК, Кыргызстана, Узбекистана, России, США и Великобритании) он считает проведенные с 1997 по 2001 годы операции по ликвидации нигерийских группировок, организовавших устойчивые каналы контрабанды героина и кокаина через Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. При этом было изъято свыше 20 кг героина и около 2,5 кг кокаина. Подобных примеров г-н Нуриманов привел достаточно много - с десятками килограммов изъятого героина и опия. Однако он отметил и трудности в работе - различия в национальных законодательствах, отсутствие достаточной нормативной базы для проведения совместных операций (в том числе упомянутой "контролируемой поставки"), различные проблемы практической реализации существующих межгосударственных соглашений. Многие проблемы, по словам зампреда КНБ, решаются в рабочем порядке. Однако, по его мнению, эффективность дальнейшей международной борьбы с наркобизнесом зависит от совершенствования правовой базы сотрудничества, гармонизации законодательств с учетом положений конвенций ООН и других международных договоров, упрощения юридических процедур и разработки действенных механизмов совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования уголовных дел в сфере международного наркобизнеса.
Итогом конференции стало подписание совместной декларации. В ней участники, ссылаясь на многочисленные международные документы, призывают страны, присоединившиеся к Конвенции ООН по борьбе с наркотиками, предпринять конкретные действенные шаги. В частности, назначить компетентные органы, рассмотреть в рамках своих законодательств возможность установления условий для получения срочных просьб (как, например, о выдаче преступников или предоставлении информации). В декларации странам-членам ООН предложено пересмотреть свои законодательства с точки зрения разработки передовых правовых мер для всестороннего контроля за отмыванием денег. А также рассмотреть вопрос о разработке дополнительных правовых инструментов по укреплению международного правового сотрудничества на основе совместного опыта рассмотрения дел, связанных с трансграничной и транснациональной преступностью, которые бы отражали межгосударственные приоритеты.
Страны и организации-доноры в декларации призваны увеличить финансовую и материальную помощь для поддержки центральноазиатских и граничащих с ними государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
Участники конференции отметили плодотворность работы и отменную ее организацию.
Адиль ДЖАЛИЛОВ.