Все смешалось в доме Назарбаевых
01.06.2007, RESPUBLIKA
Старший зять переквалифицировался в эмигранты и обвиняет президента в узурпации власти
Мухамеджан АДИЛОВ
Несомненно, главными событиями второй половины мая стали поправки в Конституцию и падение Рахата Алиева. И если первое ожидалось - недаром же президент распустил Госкомиссию по вопросам демократизации и создал рабочую группу по подготовке конституционной реформы, то второе обрушилось как снег на голову.
При всем сходстве событий, происходящих сегодня, с событиями осени 2001 года их отличает глубина противоречий и широта охвата. Шесть лет назад группа молодых бизнесменов и чиновников выступила с системной критикой авторитарного режима и тем самым спровоцировала внутриполитический кризис, отголоски которого страна ощущает до сих пор. Нынче налицо рядовая вспышка межэлитных противоречий, которую выделяют из прошлых и будущих подобных стычек лишь персоналии участников - все-таки президент и его старший зять впервые разбираются между собой публично.
У кого козыри в рукаве?
Очевидно, что эскалация событий, которую никто не ожидал, произошла во многом случайно. Если бы Мухтар АЛИЕВ не выступил публично против поправки о праве первого президента переизбираться неограниченное количество раз, то, возможно, оппонентам его сына не удалось бы убедить Нурсултана Абишевича позволить МВД действовать без оглядки на лица. А если бы Рахат Мухтарович удержался от неосторожных заявлений и блокировал атаки на своих людей аппаратными методами, то, возможно, конфликт еще долго тлел бы в коридорах власти.
Но, похоже, в этот раз нервы сдали у обеих сторон. Сам Назарбаев, видимо, со времен «Азиопы» и образования «Демократического выбора Казахстана» не очень доверял старшему зятю, а тот в свою очередь был сильно разочарован поправками в Конституцию, закрывающими ему возможность баллотироваться в президенты в 2012 году и устанавливавшими новые правила политической игры. В результате вышел большой скандал, который еще долго будет аукаться правящему дому Назарбаевых.
Неизвестно точно, кто был организатором фронды против Рахата Алиева, а кто только примкнул к ней, но выигравшие от падения старшего зятя и его эмиграции на виду. В первую очередь это группа Тимура КУЛИБАЕВА - среднего зятя президента и давнего недоброжелателя Алиева-младшего. Косвенным подтверждением усиления позиций «нефтяного принца» стала отставка Ерлана АТАМКУЛОВА с поста президента национальной компании «Казахстан темiр жолы».
Очевидно, что падение Рахата и разгром его медиагруппы на руку и акиму Алматы Имангали ТАСМАГАМБЕТОВУ. Последний не только получает возможность отмести уголовное обвинение против своего двоюродного брата в экономических преступлениях и организации нападения СОБРа на головной офис «Нурбанка», но и нанести серьезное, если не окончательное поражение своему давнему политическому оппоненту.
Впрочем, перечень выигравших ими не ограничивается - известно, что в свое время Алиев-младший претендовал на часть бизнеса ведущих финансово-промышленных групп, в том числе «Евразийской тройки», поэтому не стоит удивляться тихой радости многих богатых и не очень людей Казахстана.
В целом ситуацию в противостоянии Рахат Алиев - Нурсултан Назарбаев можно оценить как патовую. С одной стороны, президент с помощью государственных органов контролирует ситуацию внутри страны, поэтому зятю может быть предъявлено любое обвинение. С другой стороны, будучи в той же Вене Рахат малоуязвим для казахстанских правоохранительных органов - обвинения с их стороны на фоне нынешних событий будут казаться для австрийских органов юстиции политически мотивированными.
Однако, добиваясь статуса политического изгнанника, равно как и для достижения своих частных целей Рахат Алиев может прибегнуть к тактике публикации компрометирующих материалов, которых у него наверняка накопилось вагон и маленькая тележка. Ведь долгие годы нынешний беглец возглавлял финансовую полицию и органы национальной безопасности, к тому же имел собственные охранные структуры, которые подозреваются не только в похищениях людей, но и проведении незаконной розыскной деятельности и подслушивании.
Поэтому не вызывают удивления слухи, что в Вену для переговоров срочно вылетели государственный секретарь РК Канат САУДАБАЕВ с товарищами. Задача им предстоит сложная - судя по всему, и Назарбаев, и Алиев «закусили удила», при этом у каждого из них в рукаве спрятаны свои козыри.
Война и мир по-казахстански
Во всем происшедшем есть две загадки.
Во-первых, интересно было бы знать, какие аргументы были использованы оппонентами Рахата Алиева, чтобы убедить его тестя встать на их сторону. Похоже, обвинения настолько серьезны, что Нурсултан Абишевич предпочел дистанцироваться от зятя, чем защищать его.
Во-вторых, почему Алиев-младший действовал так неуклюже и прямолинейно - ведь он вполне мог промолчать на конституционные инициативы тестя. Видимо, ему известно нечто, что заставило его выбрать собственную политическую траекторию. Одно то, что старший зять объявил о своих президентских амбициях на 2012 год, говорит о многом - внутри окружения первого президента на это никто не решился и вряд ли решится при жизни Нурсултана Абишевича.
Что еще бросается в глаза? То, что оппоненты Рахата Алиева отнюдь не хотели посадить его за решетку, а лишь пытались вытолкнуть его из страны и лишить доступа к президенту. Аргументы? Все очень просто. Если бы его хотели арестовать и привлечь в установленном порядке к ответственности, то стоило ли объявлять о возбуждении уголовного дела против него и тем более увольнять его с должности посла, пока он находится за рубежом? Было бы куда логичнее вызвать его официально в Министерство иностранных дел РК для консультаций и там, в Астане, задержать. Поэтому, похоже, возвращение Рахата в Казахстан и открытый судебный процесс не нужны организаторам его падения. Поэтому они сделали все, чтобы он остался за рубежом, вынудив его просить политического убежища.
Пока непонятно, как будет дальше развиваться конфликт. Ясно только, что замолчать его уже не удастся. Рискнем высказать некоторые предположения. Если в ближайшее время Дарига подаст на развод с Рахатом - значит, противоречия достигли такого уровня, что стороны решили начать войну. Если же брак формально сохранится, то есть шансы - пусть через несколько лет - на примирение.
А пока, как бы то ни было, Рахат Мухтарович пополнил ряды политических оппонентов Назарбаева. Правда, от предшественников его отличает некая отверженность. Если Кажегельдина, Нуркадилова, Сарсенбаева, Туякбая, в свое время близких, доверенных соратников Назарбаева, демократическая оппозиция приняла, хоть и неоднозначно, то Рахата Алиева она отторгла полностью. Хотя очевидно, что под его последними заявлениями могли бы подписаться даже самые радикально настроенные оппозиционеры.
Это означает, что Алиев-младший останется одиночкой, а его громкие заявления в первую очередь направлены не на казахстанскую общественность, а на заграницу. Ведь одно дело решать вопрос о выдаче уголовного преступника, обвиняемого в похищении людей и рейдерстве, и другое дело - родственника казахстанского президента, выступившего против узурпации политической власти в стране. Таким образом, старший зять стал создателем нового вида оппозиции - верхушечной, которая будет действовать, даже формально не опираясь на широкие слои граждан.
Что же касается событий в Казахстане, то мы видим попытку полиции нахрапом «расколоть» людей Алиева-младшего, видимо, на «чистосердечные» доказательства вины последнего. И, судя по всему, эта попытка - небезуспешная. Бросается в глаза пассивность многочисленных средств массовой информации, принадлежащих Рахату и Дариге, - вместо того чтобы активно сопротивляться, как это в свое время делала наша редакция и телекомпания «Тан», они покорились неизбежному. Скорее всего, большая часть журналистских коллективов не верит в правоту своих работодателей. А может быть, сказывается отсутствие лидеров-организаторов:
В свою очередь пассивность других телеканалов и радиостанций говорит о том, что Дарига Назарбаева в этом конфликте, переросшем из личностного в политический, занимает как минимум нейтральную позицию и, скорее, будет на стороне отца, чем мужа и свекра. Знаковой стала ее поддержка знаменитой поправки в Конституцию о даровании Нурсултану Абишевичу права избираться неограниченное количество раз - это означает, что она вольно или невольно поддерживает политику Папы.
В принципе ответ на вопрос - удержится ли Дарига Назарбаева на вершине власти или рухнет вслед за мужем - мы можем получить очень скоро. Если после принятия конституционных законов президент распустит парламент (или тот распустится сам в приступе демократического просветления), тогда будут назначены выборы в Мажилис. И станет известно - попадет ли Дарига Нурсултановна в партийный список «Нур Отана» и какой там окажется по счету.
Политическая пирамида Нуреке
Пока в «семейном кругу» идут разборки, в стране продолжается скрытая подготовка к парламентским выборам. Наученные горьким опытом предыдущих электоральных кампаний политические партии отказались верить заявлениям некоторых официальных лиц, что оснований для досрочного прекращения полномочий высшего представительного органа власти нет и тот доработает до 2009 года. Уже вовсю идет поиск партнеров, формируются предвыборные блоки. Объявили о союзных отношениях Общенациональная социал-демократическая партия и «Настоящий Ак жол», «Ак жол» и «Адилет». Что касается Коммунистической партии Казахстана и Коммунистической народной партии Казахстана, то они вообще предполагают слиться в единую организацию.
Между тем эти предвыборные маневры могут оказаться бесполезными - понятно же, что Нурсултан Назарбаев и его штаб реформировали партийное поле не для того, чтобы облегчить жизнь оппозиции. Есть опасение, что предвыборные блоки законодательно создавать не разрешат, и партиям придется идти на выборы поодиночке. Что будет в этом случае, догадаться несложно. Сохранение семипроцентного барьера в условиях, когда сразу несколько оппозиционных группировок борются за один и тот же электорат, позволит автоматически отсечь их от Мажилиса.
В результате последних конституционных реформ в стране сформируется такая партийная система: в центре возвысится «Нур Отан», а справа и слева его подопрут партии конструктивной оппозиции - возможно, ОСДП и объединенная Коммунистическая. Первая явно пользуется если не поддержкой, то признанием властей, а вторая после объединения «абдильдинцев» и «косаревцев» сильно потеряет в оппозиционности, особенно если в партийном списке не окажется Толена ТОХТАСЫНОВА. В результате в новом Мажилисе немногочисленным депутатам от оппозиции будут противостоять депутаты президента, а остальные кресла займут «нуротановцы».
В принципе подобный демократический расклад уже можно предъявлять ОБСЕ как доказательство права Казахстана занять почетный пост председателя этой организации в 2009 году.
В то же время количество незарегистрированных партий в стране может возрасти с двух до трех. В начале июля ожидается учредительный съезд партии Мухтара ШАХАНОВА, и, судя по тому, что под его проведение предоставляется Дворец Республики в Алматы, этот проект пользуется поддержкой Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА. А, как известно, аким бывшей столицы - самостоятельная политическая фигура, не только мало управляемая главой государства, но и обладающая собственной политической репутацией и многочисленными сторонниками из числа казахской интеллигенции. Может он рассчитывать и на избирателей, и региональные кланы Западного Казахстана. Все это превращает его в потенциального кандидата в будущие президенты.
Правда, очевидная причастность Имангали Нургалиевича к падению Рахата Алиева вряд ли добавит ему любви со стороны нынешнего «первого». Поэтому можно предположить, что вновь создаваемая политическая партия с казахской окраской не получит государственного признания, несмотря на то что она без проблем преодолеет установленный законом пятидесятитысячный барьер по численности. Все это увеличит количество очагов напряженности, поскольку незарегистрированные партии будут волей-неволей уходить во внепарламентское поле, а именно там возможности властей блокировать оппонентов минимальны.
Таким образом, проведя конституционные реформы и установив новые правила игры, Назарбаев столкнется с новыми вызовами, отвечать на которые ему все труднее и труднее в силу возраста и сокращающегося пространства для маневра.
:Нынешняя весна выдалась аполитично горячей, похоже, что лето и начало осени будут не менее жаркими. Нам предстоит пережить очередную перестройку, и дай бог, чтобы главный прораб не ошибся в расчетах. Потому что у нас уже есть опыт, когда архитектор перестройки вместо обновления СССР разрушил его до основания. Не хотелось бы повторения такой истории.
Какие выводы можно сделать из событий второй половины мая?
1. Созданная Нурсултаном Назарбаев репрессивная машина в составе МВД, АБЭКП, КНБ, СОП, Генеральной прокуратуры и судов находится в рабочем состоянии и способна перемолоть любое физическое и юридическое лицо в этой стране - была бы команда «фас». А это означает, что жертвой может оказаться любой из нас. При этом не важно, есть ли юридические доказательства вины - они будут найдены, выбиты, сфабрикованы по необходимости.
2. Ни один человек в Казахстане, пусть принадлежащий к правящей верхушке или абсолютно аполитичный и нейтральный, не гарантирован от «наезда» государства. Достаточно потенциальной жертве вызвать недовольство власть имущего, например отказом вернуть украденное или отдать понравившуюся тому собственность, как он рискует быть раздавленным. То же самое касается людей, которых угораздило работать на проигравших. Если же в схватку вступают два носителя власти, то побеждает тот, у кого ее больше или кто смог объединить на своей стороне больше поддержки.
3. Стали понятны реальные границы свобод в Казахстане - слова, печати, собраний и так далее. Они существуют до тех пор, пока не посягают на президента и его интересы. Как только они начинают угрожать последним, свободу окорачивают, заковывают или делают «управляемой».
4. Несмотря на попытки главы государства не допустить смычки правоохранительных органов, они оказались способными объединиться и действовать вместе - значит, в будущем возможен их сговор как за спиной Нурсултана Абишевича, так и в интересах еще кого-то. Это означает, что при решении вопроса о наследовании власти они могут выступить единым фронтом и сыграть решающую роль в определении преемника первого президента.
5. Единственный поступок, который глава государства не простит никому, - это посягательство на его должность, права, полномочия, регалии. При этом не имеет значения, были ли умысел или реальные действия - чтобы оказаться виноватым, достаточно показать свою способность или готовность действовать. Поэтому угрозу Назарбаеву представляют как те, кто хотел баллотироваться в президенты в 2012 году, так и те, кто их остановил.