Россия и Казахстан возможно поспособствуют
13 Jun 2007, eurasia.org.ru
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о реализации проекта строительства Евразийского канала от Каспия до Черного моря, который сможет стать альтернативой Волго-Донскому каналу. Об этом он сообщил на Петербургском международном экономическом форуме выступая с докладом о ситуации в СНГ.
Предположительно, транспортный коридор между Черным и Азовским морями может пройти по ограниченному участку, так как значительные сложности для строительства представляет рельеф данной местности. Ориентирования трасса: Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское море. В концевых частях возможны варианты выхода в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, в Азовское море - на участке от порта Азов до порта Ейск. Следует отметить, что поддержку данному проекту высказал и президент России Владимир Путин.
Следует отметить, что сейчас грузы из Казахстана, Туркменистана и России в Европу поставляются через Волго-Донской судоходный канал, пропускная способность которого составляет 13 млн. тонн в год. Кроме этого, на экономическом форуме шла речь о строительстве второй линии Волго-Донского канала. Однако по расчетам российских экспертов, существует ряд преимуществ именно в строительстве канала «Каспий-Черное море» (ранее этот проект назывался «Евразия»).
По расчетам, протяженность канала «Каспий-Черное море» составит 700 км., а Волго-Донского - 1500. Так, пропускная способность первого канала в три раза больше Волго-Донского (45 млн. и 16 млн. тонн соответственно). Кроме того, строительство канала «Каспий-Черное море» приблизительно обойдется в 4,5 млрд. евро, в то время как Волго-Донского в 5 млрд. евро.
Сейчас Казахстан осуществляет экспорт энергоносителей в четырех направлениях:
- северное - по нефтепроводу Атырау-Самара и далее через российскую систему нефтепроводов, а также по железной дороге в Европу;
- западное - по нефтепроводу КТК, а также танкерами из порта Актау до портов Баку и Махачкала, транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан;
- южное - поставки нефти танкерами из Актау до иранского порта Нека в рамках замещения (своп-операций) на поставки иранской нефти из Персидского залива;
- восточное - транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
В интервью Trend Capital, заместитель председателя правления АО "Государственный холдинг "Самрук", объединившего активы всех крупнейших нацкомпаний Казахстана, Ульф Вокурк сказал, что на сегодня у Казахстана есть два экспортных направления поставок своих углеводородов - в сторону России и Китая. В этом случае Транскаспийский нефтепровод дал бы еще одно направление: через Закавказье, оттуда в Турцию и далее в Южную Европу, что автоматически добавляет новые рынки сбыта. А это означает получение независимости в переговорах с покупателями по цене своего газа.
Источник в министерстве транспорта Казахстана отметил, что канал Каспий-Азов и проект Баку-Тбилиси-Карс будут дополнять друг друга «В случае реализации, этот канал не окажет негативного воздействия на проект Баку-Тбилиси-Карс, так как они будут дополнять друг друга. Часть грузов, которые нельзя транспортировать по железной дороге, пойдет по морю, к тому же есть разница в структуре товаров по железной дороге и по каналу» - считает он.
Как отмечает заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Серик Примбетов, этот канал предполагается проложить от Каспийского моря до устья реки Дон через Кумо-Манычскую впадину. Длина предполагаемого канала - 650 километров, ширина - 80 м, глубина - 6,5 м, количество шлюзов - 6.
В то же время, кроме предложенного экспертами направления через Турцию, Казахстану придется искать новые пути. Необходимо помнить и о том, что пролив Босфор и Дарданеллы имеют ограниченную пропускную способность и если Казахстан к 2012 году планирует войти в десятку мировых экспортеров углеводородов и увеличить экспорт нефти к 2015 году до 135 млн. тонн, вряд ли Баку-Тбилиси-Джейран и Транскаспийское направление через Турцию сможет обеспечить потребности страны.
В целом, постройку канала можно назвать знаковым и для Украины. Во-первых, Украина имеет шанс запустить трубопровод Одесса-Броды в первоначально запланированном направлении (в Европу), во-вторых, Украина получит альтернативные источники нефти, а Одесский НПЗ получит гарантированные поставки сырья для переработки.
Ограничением выступает только недостроенный до Плоцка отрезок нефтепровода и реверсная работа самого трубопровода Одесса-Броды. Трубопровод рассчитан на объемы прокачки нефти, которые составляют 40 млн. тонн в год. В то же время, больше чем за три года работы, по трубопроводу удалось прокачать только 13,2 млн тонн нефти (при возможных 120 млн. тонн, соответственно почти в 10 раз меньше возможных объемов). Прямые потери Украины из-за работы в реверсном режиме (упущенная выгода) даже подсчитать сложно.
Таким образом, рано иди поздно, но «Одесса-Броды» заработает в первоначально запланированном направлении, но многое зависит от украинской стороны, ведь если будет продолжаться тотальное потакание «Газпрому», то ни о каком нормальном функционировании трубопровода речь не идет.
По мнению экспертов, Минтопэнерго тянет время относительно Одесса-Броды. Украина постепенно проигрывала всем альтернативным проектам (Баку-Тбилиси-Джейхан, Бургас-Александропулис, Констанца-Омишаль) в ожидании политической воли прикаспийских стран, которые должны были бы увидеть в Одесса-Броды решение для экспорта своей нефти, что никак не происходит. Если уже в настоящее время не принять решительных шагов по заполнению Одесса-Броды каспийской нефтью, то этот проект можно будет похоронить.
Источник: www.encharter.org
Яна Корецкая «Экономические новости» 13 Jun 2007