Ташкент признан центром Исламской цивилизации
13 июня 2007 11:06, iamik.ru
На лентах региональных и международных СМИ в последние месяцы большое внимание уделено различным вопросам, касающимся Центральной Азии. Это относится как к международно-политической проблематике, энергетической безопасности, инвестиционной активности местного и иностранного капитала, так и весьма актуальным аспектам социально-политической модернизации и духовного возрождения государств региона.
Касаясь последнего, можно утверждать, что усилия государств региона по сохранению и развитию своего историко-культурного и духовного наследия получают международное признание. Правда, не всегда справедливое. Встречается иногда и несправедливая и злая критика политики государств ЦА в гуманитарной сфере со стороны известных государств одной части планеты, которые привыкли всем читать нотации и думать, что если «они стоят выше, то непременно видят дальше».
Однако такая тенденция, если и не сходит на нет полностью, то постепенно уступает место реальной оценке дел в этой сфере. Так, в январе с.г. Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (структура в Организации Исламская Конференция, функции которой аналогичны ооновской ЮНЕСКО) объявила Ташкент столицей мира исламской культуры в 2007 году. Наряду с Ташкентом, который представляет весь азиатский континент, столицами исламской культуры названы города Фес (Марокко) и Триполи (Ливия), представляющие арабский мир, а также столица Сенегала Дакар, который будет представлять африканский континент. В заявлении Организации отмечается, что «этого почетного звания Ташкент удостоен за выдающиеся заслуги Узбекистана перед исламской культурой и наукой, сохранение памятников и дальнейшее обогащение исламского наследия».
В столице Узбекистана действует Ташкентский исламский институт им. имама аль-Бухари, медресе Кукальдаш и Ташкентский исламский университет. Эти учебные заведения готовят теологов-богословов, религиоведов, специалистов исламского права и источниковедов, международной экономики и информатики. Ташкентский исламский университет - единственное такого рода высшее учебное заведение на территории СНГ.
Созданы все условия и для деятельности других традиционных религий, таких как православие, католицизм, иудаизм и др. Такая политика Узбекистана взята на «вооружение» еще с первых лет независимого развития и потому не имеет конъюнктурный характер и продиктован объективными историческими и духовными потребностями населения страны.
В Узбекистане также созданы все условия и для православных христиан. В Ташкенте продолжается строительство Духовно-административного Центра, который призван стать средоточием духовной и культурной жизни православных не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Православных приходов в Центральной Азии уже больше, чем было в дореволюционном Туркестане. Созданы храмы в местах, где прежде никогда не было православных церквей: в Бухаре, Навои, Зарафшане, Учкудуке и других городах. Церкви возвращены отнятые у нее в советское время храмы: крупнейший из храмов Центральной Азии Алексеевский собор в городе Самарканде, храм Александра Невского в Термезе. Открыты один мужской и два женских монастыря, в столице Узбекистана открыто высшее православное учебное заведение - Ташкентская Духовная семинария.
Однако, в то время, когда весь исламский мир един во мнение о том, что в Узбекистане созданы все условия не только для полноценного исполнения религиозных обрядов верующими, но и развития исламской теологической мысли, опять, как всегда находятся недовольные. Но, как говорится в известной народной поговорке, это их проблемы.
Правда заключается в том, что в Узбекистане запрещен религиозный радикализм, который, если не бороться с ним, за короткое время может тысячи граждан страны превратить в зомби и фанатиков, готовых выполнять приказы террористов. Правда заключается и в том, что в Узбекистане запрещен прозелитизм. Законом страны запрещено сектантским организациям заниматься переманиванием представителей одной веры в свои полулегальные группировки.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир справедливо осуждает попытки разного рода сектантских течений посеять раскол в обществе. По его мнению, «стремление Узбекистана построить по-настоящему демократическое, а следовательно, толерантное общество, нынешняя его открытость миру, к сожалению, привели к тому, что в страну устремились и многочисленные толпы различного рода иностранных религиозных проповедников».
Глава православных христиан Центральной Азии считает, что «цели, конкретная деятельность сектантов заметно расходились с официально заявленными при регистрации целями и потому возникла необходимость защитить верующих от нового, как правило, абсолютно негативного на них воздействия со стороны этих так называемых миссионеров-проповедников».
Представители и других традиционных для Узбекистана религий полностью разделяют озабоченность правительства и предпринимаемые меры для недопущения еще большей антагонизации сектантами наших граждан. Безусловно, сектантство - не есть тождественно традиционной религии, а внесение раскола среди народов - не есть «продвижения общечеловеческих ценностей».
Следует признать, что в последовательные шаги Ташкента начинают приносить весомые плоды не только в духовном возрождении узбекского народа, воспитании подрастающего поколения в духе высоких морально-нравственных норм, но и сказывается на признании за Узбекистаном особой роли, как важного государства мусульманского мира, способного сыграть исключительную роль в налаживании межцивилизационного и межконфессионального диалога.
Эта задача еще более актуализирована тем фактом, что ряд непродуманных и откровенно провокационных действий со стороны некоторых кругов в Европе создают угрозу конфликтов между представителями разных религиозных убеждений и культур. Чего стоят публикации в прошлом году в датской газете «Юландс Постен» карикатур на Пророка Мухаммеда (мир ему). Не способствует взаимопониманию между религиями и кризис в Ираке, выборочное применение законов отдельными странами, продолжающиеся попытки экстремистских сил и группировок с обеих сторон внести раскол между народами и навязать всем свои узко идеологические взгляды, будь то вопросы демократии, соблюдения прав верующих или толкование религиозных норм.
Сегодня, многие страны, в частности соседи по региону, стремятся изучить опыт Узбекистана по сохранению и развитию своего богатого культурно-исторического и духовного наследия, межконфессиональной толерантности и обеспечении религиозных свобод.
Именно таким интересом можно объяснить активное участие региональных и международных экспертов в различных проводимых форумах и конференциях в Ташкенте и Самарканде, Бухаре и Хиве, а также озвучиваемые в последние недели планы по проведению аналогичных мероприятий в своих странах. Что же, Узбекистан во многих аспектах рассматривался и рассматривается как ключевая и центральная страна Центральной Азии. И тот факт, что позитивный пример Ташкента будет использован в Астане или Душанбе можно только приветствовать.
Бектош Бердиев, эксперт Фонда региональной политики, Ташкент.