«Сосед роет яму : Именно так можно охарактеризовать попытки таджикской стороны вбить клин в отношения с Узбекистаном»
10 августа 2007 11:20, iamik.ru
Соседи должны жить в мире и согласии, поддерживая друг друга и в радости и в горе. Это всегда считалось нормой не только в межчеловеческих, но и в межгосударственных отношениях. Особенно на Востоке, где гостеприимство и радушие является святая святых.
Еще в недавнее время узбеки и таджики были, что называется, не разлей вода. Дни культур двух братских народов, скрепленных общностью истории и религии, превращались в подлинные праздники: артисты, певцы, писатели выступали на лучших сценах республик, разъезжали по городам, встречались с сельским населением. А в дни хлопковой страды встречные взаимопроверочные бригады, в которые входили лучшие специалисты хлопкосеющих республик, выезжали на поля районов и областей, делились опытом, отмечали успехи дехкан и недостатки. На каждом полевом стане, а их имели всех без исключения бригады, гостей встречали хлебом-солью. Да и в других сферах экономик Узбекистана и Таджикистана царил дух поддержки и взаимопонимания. Все это было, историю не перепишешь, как бы это кому ни хотелось.
Но с распадом Союза таджикское руководство повернуло свой курс на 180 градусов. Президентами двух стран подписано немало двусторонних заявления, деклараций и соглашений о принципах взаимодействия и сотрудничества. В них многократно провозглашалась незыблемость основ государственного суверенитета и норм международного права. Уважение интересов каждой из сторон, доверие и братство - таков главный смысл согласованных документов, утвержденных на самом высоком уровне. Но что написано пером, на деле остается пустым звуком. Различные министерства и ведомства с молчаливого согласия президента Таджикистана тянут одеяло на себя.
В РТ проживают сотни тысяч этнических узбеков, а в приграничных Согдийской и Хатлонской областях они составляют большинство населения. Однако руководство страны старается не замечать этого факта: в парламенте, в аппаратах управлений и ведомств на ответственных постах практически нет представителей узбекского народа. Идет постепенное их выдавливание и на низовом уровне.
В школах и вузах страны резко сократилось преподавание и обучение на узбекском языке. Родные с таджиками по крови и вероисповеданию узбеки ущемляются повсеместно, они считаются в стране как бы второсортными людьми, хотя и вносят значительный вклад в развитие ее экономики, особенно хлопководства.
До серьезных стычек между таджиками и узбеками дело еще не дошло, гроздья гнева зреют, недовольство ущемлением законных прав может привести к самым негативным последствиям. И этого руководство Таджикистана не может не понимать, строя свою политику национальных отношений.
В последнее время много говорится о том, что иностранные СМИ все увереннее осваивают таджикский эфир. За последние три года в Таджикистане вышла всего одна новая радиостанция. Печально, но факт: на сегодняшний день Таджикистан остается единственной на постсоветском пространстве страной, не считая Туркменистан, в столичном эфире которого нет ни одной частной телерадиостанции. На этом фоне быстро и успешно развивались электронные средства массовой информации соседнего Узбекистана. Телеканалы «Узбекистон», «Ёшлар» (молодёжный канал), недавно и «Спорт», ТВ Андижана, Ферганы, Намангана, Маргилана, их с удовольствием принимают многие жители Таджикистана, ибо техническое качество этих каналов на порядок выше таджикских.
Проблема в приграничных с Узбекистаном и Кыргызстаном районах, конечно, существует. Но другая сторона дела в том, что большинство жителей этих районов - этнические узбеки. И, конечно, программы узбекских телеканалов у них более востребованы.
Естественно, это вызывает раздражение у тех, кто отвечает в РТ за развитие электронных СМИ. Хотя сами Министерства культуры и Госкомитет по телерадиовещанию Таджикистана не слишком заботятся о развитии собственного телеэфира и, следовательно, то, что производят телеканалы Таджикистана, остается неконкурентоспособным и невостребованным. А потому пенять нужно только на себя, а не искать «врагов» среди тех, кто в современной обстановке стремительно развивает все виды СМИ.
До настоящего времени на севере Таджикистана, в частности, Согдийской области реализовывалось порядка 20-30 наименований печатных изданий из соседнего Узбекистана. Что в этом плохого, что узбекские газеты и журналы востребованы в этом регионе. Но в Таджикистане пошли по сомнительному пути и наложили запрет на ввоз и реализацию узбекских изданий. Директор Согдийского областного управления «Таджикматбуот» Нурилло Зиябоев не нашел других слов, сказав: "Власти не информированы, каким образом эти СМИ попадают в область и кто их реализует. Он также сообщил, что впредь продавцы и поставщики узбекских печатных СМИ должны будут иметь соответствующие разрешительные документы. Какие эти будет документы, он не ответил. Сослался лишь, что их определит Минкультуры Таджикистана. Но когда и в какие сроки - полгода, год? И почему если власти почему-то «неинформированы» (какая тогда это власть), должны страдать этнические узбеки из-за не поступления ожидаемых ими изданий?
Информационный голод может породить кривотолки, слухи, которые неизбежно возникнут после осуществленной властями акции запрета на ввоз и распространение печатной продукции из соседнего Узбекистана. Уж очень, похоже, что таджикская сторона своими действиями роет яму, в которую могут угодить сами инициаторы этого запрета.
Другой важнейший аспект. Внутриполитическая обстановка в Таджикистане крайне неустойчива. Клановые распри раздирают все ветви власти снизу доверху. В социальной сфере ситуация сложнее некуда. Народ бедствует, дети голодают - по уровню прожиточного минимума страна занимает последнее место в СНГ. Страну захлестнула безработица, таджики вынуждены целыми семьями срываться с места и уезжать на заработки, куда глаза гладят - в Россию, Казахстан и т.д.
Все это только на руку наркодельцам, успешно ловящими рыбу в мутной воде. Хотя по борьбе с наркотиками Таджикистан занимает 1-е место в СНГ и 4-е мире, но большая половина отравы, поступающей из Афганистана, все же доходит до потребителя.
В конце мая в Москве была задержана огромная партия героина - 436 килограммов очень высокого качества и 3,3 кг гашиша. Из этой «продукции» наркодилеры могли изготовить 6 тонн «уличного» наркотика общей стоимостью свыше 9 миллиардов рублей. Героин был доставлен в бензобаках трех «КамАЗов», следовавших колонной из Таджикистана. Спрашивается, почему таджикская таможня не обнаружила этот белый яд, а это сделали их российские коллеги? Возможно, у наркомафии Таджикистана есть везде свои люди, в том числе и в таможне.
В общем, дело в страны хуже некуда, остается уповать только на волю всевышнего и на мудрость президента и правительства Таджикистана.
Аюбзод Сайвалиев