Новая точка опоры
10.08.2007, МН ?31 за 2007 год
Василина Васильева
Администрация Буша рассматривает Таджикистан в качестве своего основного геостратегического партнёра в Центральной Азии
Власти Таджикистана усиленно выталкивают Россию с энергетического рынка республики. Как стало известно "МН" от анонимного источника в таджикском правительстве, на днях в Душанбе разорвали соглашение о строительстве Рогунской ГЭС с российской компанией "Русал", которая представляла интересы Москвы в этом проекте.
Также известно, что таджикская государственная алюминиевая компания Talco подала иски к "Русалу" в один из британских арбитражных судов и требует компенсацию в несколько сотен миллионов долларов. Основные претензии таджикской стороны к российскому алюминиевому гиганту - подготовка захвата Talco, использование мошеннических схем и коррупционные действия.
Российский капитал не актуален
Впрочем, подобные действия Таджикистана в отношении российской компании были вполне прогнозируемы. Известно, что между таджикскими властями и "Русалом", которому с 2004 года принадлежит 50% в проекте Рогунской ГЭС и который намеревался вложить до 1,5 млрд долл. в строительство станции и в обустройство всей генерирующей структуры Рогуна, существуют давние разногласия. В прошлом году в Душанбе высказали претензии россиянам по поводу высоты и качества плотины, также "Русал" не пустили на обещанный ранее алюминиевый завод. А недавно Минэнерго РТ объявило о решении самостоятельно достроить Рогун.
Согласно информации источника теперь таджикское правительство намерено выставить Рогунскую ГЭС на международный тендер. Напомним, что ранее в Душанбе озвучивали идею создания консорциума по строительству Рогуна. "Это наиболее выгодно для нас. Все, у кого есть деньги, смогут принять участие в инвестировании проекта", - заявил в конце июля глава МИД РТ Хамрохон Зарифи. Это вызвало недовольство в Москве, которая делала большие ставки на этот проект: Рогунская ГЭС должна была стать самым крупным энергообъектом в Центральной Азии. Учитывая, что в ближайших планах России - создание Энергетического клуба в рамках Шанхайской организации сотрудничества, куда входит и Таджикистан, обладающий самыми мощными энергоресурсами в регионе, такой поворот событий сейчас крайне нежелателен для Кремля.
В начале июля Душанбе посетил вице-премьер Сергей Нарышкин, который, по некоторой информации, вел переговоры по поводу дальнейшего участия РФ в этом проекте, с заменой "Русала" на другого партнера - РАО "ЕЭС". Однако для этого Россия должна подготовить новое соглашение с РТ, на что, по мнению ряда экспертов, в Душанбе пойдут только на определенных условиях. "Во-первых, Рахмонову нужны гарантии, что Москва не будет вводить ужесточений для таджикских гастарбайтеров, которые ежегодно вывозят из России на родину более двух бюджетов Таджикистана. Во-вторых, он хочет, чтобы РФ выдала последних оппозиционеров. В-третьих, ему очень нужна поддержка Москвы для разрешения ситуации с Ташкентом, с которым Душанбе уже находится чуть ли не в состоянии войны. Кстати, Вашингтон в свою очередь намерен использовать таджикско-узбекский конфликт для сведения счета с Ташкентом, начав оказывать Душанбе военно-техническое содействие и инициировав программу помощи по охране госграниц", - считает председатель общественно-политического движения Таджикистана "Ватандор" Дододжан Атовуллоев.
"Место" для Вашингтона
Действительно, интерес Вашингтона к этой центральноазиатской стране в последнее время заметно усилился. Начиная с 2005 года республику посетил целый ряд высокопоставленных американских чиновников: госсекретарь Райс, ее помощник Баучер, командующий Центральным командованием Абизейд, заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности Джозеф, советник комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе Темз, а экс-министр обороны Рамсфельд прилетал в Душанбе трижды, отметив "значимость и особое место Таджикистана во внешней политике США". После потери стратегических позиций в Узбекистане и в связи с осложнениями пребывания базы "Ганси" в Киргизии Вашингтон крайне заинтересован в поисках новой "точки опоры" в регионе. В первую очередь Белый дом помог Таджикистану существенно снизить внешний долг, который на начало 2006 года составлял около 900 млн долл., выступив инициатором списания задолженности перед рядом международных финансовых институтов. Так, МВФ списал Душанбе 99 из 135,5 млн долл., а Всемирный банк, как ожидается, полностью спишет долг с РТ - более 300 млн долл. Кроме того, снижение внешнего долга обеспечит РТ возможность получить новые западные займы и гранты. Также Вашингтон одним из первых признал легитимность президентских выборов, прошедших в стране в 2006 году, тем самым поддержав Рахмонова, который возглавил страну еще на 7 лет.
Как полагают аналитики, американская сторона постарается максимально быстро вернуть политические и финансовые вложения, сделанные в эту страну. Так, Вашингтону выгодно в региональном отношении привязать эту республику на Афганистан и Пакистан. В США уже озвучили намерение вложить более 3 млрд долл. в строительство крупнейшего Джастижумского гидроузла на приграничной с Афганистаном реке Пяндж. Также американская компания AES предложила Душанбе реализовать проект стоимостью 1 млрд долл. по поставке электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан.
Кроме того, эксперты не исключают, что Вашингтон постарается вписать республику в антииранскую коалицию, заодно укрепив свое военно-политическое присутствие в Центральной Азии. В США могут рассчитывать на размещение в Таджикистане расширенного военно-дипломатического корпуса, пусть и не имеющего юридический статус базы, но способного проводить активные мероприятия в регионе. По некоторой информации, концепция "место, а не база" ("places not bases") вполне устраивает и таджикскую сторону - это позволит Душанбе не нарушить соответствующие международные соглашения и обеспечить долгосрочный союз с влиятельным Вашингтоном, который поспособствует Таджикистану решить не только экономические, но и региональные проблемы, и в первую очередь с соседним Узбекистаном. Уже сейчас ведутся разговоры о возможном расширении сотрудничества между силовыми структурами США и РТ, в частности об увеличении присутствия американского военного персонала на приграничных таджикско-узбекских территориях.