Марс Сариев: ШОС - это клуб, в котором идет притирка интересов, и у него нет стратегической направляющей развития
21/08-2007 14:08, Бишкек - ИА «24.kg», Игорь ГОРБАЧЕВ
На Бишкекском саммите ШОС Владимир Путин говорил в основном о безопасности, Ху Цзиньтао - об экономике, а Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов - об энергетике. Почему они выбрали именно эти темы для разговора, объясняет политолог Марс Сариев.
Главное событие XXI века - это борьба двух сверхдержав - КНР и США. В этом противостоянии для Соединенных Штатов важно, чтобы энергетические потоки из Центральной Азии не ушли в Китай: иначе экономический рост КНР невозможно будет остановить. Сейчас сделать это Соединенные Штаты могут только одним способом - развязать войну на Ближнем Востоке. Тогда резко возрастут цены на нефть. Если энергетические потоки Центральной Азии уйдут в Китай, Соединенные Штаты окажутся в проигрыше.
Меж двух огней
Сейчас Россия, используя противостояние США и Китая, ведет очень тонкую, но эффективную политическую игру. Может показаться, что она идет на сближение с КНР. Но основная ее цель - это переговоры с Западом, который боится сближения Пекина и Москвы. Поэтому, во время следующих переговоров с Россией Соединенные Штаты, скорее всего, пойдут на попятную. Москва фактически поставила Запад в патовую ситуацию.
Но она никогда не пойдет на альянс с Пекином, потому что боится попасть в «смертельные объятия» Китая. КНР поглотит Россию, здесь не может быть и речи о равноправном сотрудничестве.
Запад не хотел учитывать интересы России и начал вести на ее территории свою игру: организовывать «цветные» революции, устанавливать систему ПРО, тонко дискредитировать нынешнее руководство России, - темную историю с полонием - и т.д. Таким образом, Россию ущемляют, и она вынуждена принимать в ответ адекватные меры.
Москва тщательно продумала все свои ходы на Бишкекском саммите ШОС: эпатажное приглашение на него Махмуда Ахмадинежада, опоздавший Владимир Путин входит в зал заседания вместе с ним и т.д. Следует учитывать, что Иран - основной поставщик энергоресурсов в Китай и, кроме того, эта страна стоит первой в очереди на вступление в ШОС. Россия вынуждена совершать все эти действия, потому что Запад не хочет воспринимать ее как равноправного партнера.
Если США будут продолжать свою очень недальновидную политику, то Москве не останется ничего другого, как пойти на сближение с Пекином и отдать Китаю энергетические ресурсы Центральной Азии.
Какая из 36-ти стратагем?
Алгоритм мышления Владимира Путина - чисто европейский: он ставит цель и планомерно ее добивается. Своими действиями Россия шантажирует Соединенные Штаты. Китай же никогда не будет так работать. Европейцы двигаются по заранее подготовленной схеме. Китайцы просто вживаются в ситуацию, и когда появляется шанс, они используют его. У них стратагемное мышление. Во многих странах КНР реализует множество абсолютно нерентабельных проектов, потому что им важно закрепиться в том или ином государстве. Возможно, Кыргызстан - это тот плацдарм в Центральной Азии, с которого Китай планирует начать свое экономическое наступление на другие страны.
На противоречиях интересов Китая и России строят свою политику и менее крупные государства - Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан.
На стыке миров
Кыргызстан больше ориентируется на Россию. Мы традиционно ближе к ней, чем к Китаю. У нас советская ментальность. Кроме того, китайцы антропологически идентичны кыргызам, а европейцы сильно отличаются от них. Ориентация на Россию - это уже безопасность от ассимиляции с Китаем.
Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов подняли вопрос о создании энергетического клуба ШОС (некой организации, где вопросы использования водно-энергетических ресурсов решались бы совместно), потому что тот, кто владеет водой, можно сказать, управляет всеми странами Центральной Азии. Кыргызстан находится в очень выгодном положении и намерен продавать воду. Казахстан и Узбекистан продавливают идею, что вода - это не товар. Они хотят довести до кыргызов мысль, что будут доминировать в энергетическом клубе ШОС.
ШОС как анти-НАТО?
Вряд ли ШОС состоится как цельная монолитная организация. Бишкекский саммит показал, что каждая страна презентует свои программы. Казахстан смотрит в сторону России, потому что боится экономической экспансии Китая. В этом разнобое Узбекистан стоит немного особняком от других участников ШОС, чтобы в противостоянии Китая и Россией выгадать свое. Таджикистан приглядывается к ситуации, особенно к вопросам использования гидроэнергетических ресурсов и добычи полезных ископаемых и предпочитает отмалчиваться, чем делать какие-то громкие заявления.
Россия делает упор на военную составляющую, КНР - на экономическую. У китайцев есть стратагема «Бросить кирпич, чтобы получить яшму»: отдать то, что хуже, и получить то, что лучше. Ради энергоресурсов Центральной Азии КНР соглашается участвовать в военных учениях, которые проводятся, чтобы попугать Запад. Но Китаю не выгодно с ним ссориться. Он выбирает совершенно другую стратегию - тихую экономическую экспансию.
Сейчас многие говорят, что ШОС стоит воспринимать как анти-НАТО. Вряд ли это так. Шанхайская организация сотрудничества - это клуб, в котором идет притирка интересов, но у него нет стратегической направляющей развития. Каждая страна говорит о своем. Наблюдается такой разнобой мнений и неприятие однополярного мира. Вряд ли ШОС станет очень тесным союзом. Эта притирка стран друг к другу будет продолжаться еще очень долго.
URL: