Казахстан решился
29 августа 2007, ia-centr.ru
Наталья Харитонова
События, разворачивающиеся вокруг крупнейшего в Казахстане нефтяного месторождения, привлекают внимание широкой общественности не только в Казахстане, но в тех странах, которые ведут нефтяной бизнес в РК. Внешне суть конфликта казахстанских властей с оператором международного консорциума AgipKCO, разрабатывающего месторождение Кашаган, состоит в том, что консорциум не выполняет своих обязательств перед республикой. Однако в реальности все оказывается несколько сложней.
Соглашение с консорциумом, в который помимо итальянской компании Eni входят компании Shell, Exxon Mobil, Total и Conoco Phillips, было подписано вначале 90-х годов. Согласно этому соглашению, AgipKCO должен был начать разработку месторождения в 2005 году, однако в начале 2004 года консорциуму удалось договориться с Правительством Казахстана о переносе срока начала промышленной разработки Кашагана на 2008 год. При этом консорциум выплатил республике неустойку в размере 150 млн. долларов. Недавно кампания Eni очередной раз перенесла сроки начала разработки на 2010 год, что стало формальным поводом для попыток пересмотра соглашения с консорциумом и смены оператора проекта.
«Диалог» между Правительством РК в лице Карима Масимова и компании Eni продолжался достаточно продолжительное время через зарубежные и казахстанские СМИ. В результате возникла серьезная угроза приостановления проекта и отзыва лицензии компании на разработку этого месторождения. При этом основные претензии республики к оператору идут по линии двух министерств - Министерства охраны окружающей среды и экономики и бюджетного планирования. Здесь же заявлялось о том, что Национальный фонд Казахстана недополучает средства из-за переноса сроков начала освоения месторождений и т.д. (См. Л. Маматова «Труба «поможет» заменить премьера - к вопросу о грядущих перестановках», В итоге МООС РК, сославшись на нарушение экологического законодательства, приостановило на три месяца разрешение на природопользование, выданное AgipKCO.
Спустя некоторое время в СМИ появились сообщения о том, что компания Eni согласилась увеличить долю Казахстана в доходах от нефтяного месторождения с 8,33% (, которую Казахстан выкупил у компании British Gas) до 20-25%, чтобы продолжить реализацию проекта в ситуации, когда Правительство РК требовало 40%. Однако позже эти данные были опровергнуты самой компанией. Затем СМИ сообщили, что премьер-министр Италии Романо Проди собирается в ближайшее время посетить Казахстан, в рамках визита он намеревается уладить все спорные моменты с правительством РК. Буквально вчера появилась информация о том, что Министерство финансов РК возбудило уголовные дела против сотрудников AgipKCO в связи с уклонением от уплаты таможенных пошлин при импорте двух гражданских вертолетов. То есть консорциуму инкриминируется нарушение таможенного режима, что попадает под действие Уголовного кодекса РК. На данный момент ведется дознание.
Таким образом, налицо ситуация, когда Правительство стремится инициировать начало пересмотра «нефтяных договоров». Как отмечалось ранее, казахстанские элиты, связанные с нефтяным бизнесом, достаточно давно подталкивают руководство страны к радикальным действиям в этом вопросе. После проведения конституционной реформы и парламентских выборов, в целом положительно оцененных странами Запада, Правительство страны, наконец, решилось. При этом используется сразу несколько инструментов - экологическое законодательство, административное давление и косвенно финансовые инструменты. Если компании Eni не удастся в ближайшее время разрешить противоречия и удовлетворить «аппетиты» столь решительно настроенного казахстанского Правительства, которое, судя по всему, поставило на карту достаточно много, консорциуму будет грозить отзыв лицензии и распад.
Эта ситуация становиться все более вероятной по мере укрепления сотрудничества в энергетической сфере между Казахстаном и Россией и заинтересованности Азербайджана в ресурсной базе восточного побережья Каспия. Риски казахстанской стороны в этой ситуации минимальны. Данное месторождение является лакомым куском, и вопрос замены оператора не является проблемой. Тем более понятно, что новый оператор будет работать здесь на новых условиях, которые будет диктовать непосредственно Правительство РК. Гораздо более принципиальным является то, что пересмотр одного такого договора - в данном случае с кашаганским консорциумом, неизбежно повлечет за собой «цепную реакцию» и тогда мечты чиновников «от трубы» станут реальностью.