Мост любви или перевозки наркотиков?
30 августа 2007 11:01, iamik.ru
Саидумрон Забиров
Сдача моста в эксплуатацию через реку Пяндж, который связал таджикский Нижний Пяндж с афганским Шерхан-Бандаром, стала новостью номер один этой недели по Центральной Азии в сводках информагентств и других СМИ. Вроде бы есть повод для радости, так как этот 672-метровый мост соединил две страны по обе стороны Пянджа. До сих пор таджики и афганцы поддерживали связь и перевозили грузы через небезопасную реку на плотах и паромах.
Судя по этим меркам, пропускная способность моста в 1000 машин в день впечатляет, так как с помощью паромов за день переправлялись по обе стороны всего-навсего около 50 машин. Сегодня по мосту может передвигаться даже тяжелая военная техника. Сооружение моста обошлось казне США в 37 млн. долларов. Поэтому кроме президентов Таджикистана и Афганистана на церемонии официального открытия моста присутствовал и министр торговли США Карлос Гутьерес.
В соседней стране становится все «жарче». Атаки на американские войска следуют одна за другой, оккупанты с трудом удерживают оборону только в крупных городах и огороженных укрепленных зонах. Им жизненно важно иметь рядом более спокойное место, где можно перевести дух. А для этого нужны именно такие мосты, через которые можно быстро переправить своих солдат на отдых. Беда в том, что через этот же мост по следам американских солдат к нам будут просачиваться и разъяренные боевики талибов. И все в нашей стране может пойти по уже пройденному совсем недавно сценарию. Но заокеанскому дядюшке спокойствие и мир в нашей стране безразличны: для него главное свои интересы. Не зря американский министр открытие моста через Пяндж назвал историческим событием.
Но оно имеет историческое значение прежде всего для самих американцев, которые спят да видят Центральную Азию своей заморской вотчиной. Еще бы! В последние годы внешняя политика Таджикистана даёт крен в сторону США и очевидно, что строительство таких коммуникационных сооружений ведется с расчетом превращения нашей страны в тыловую базу США, что предусматривает с легкой подачи ребят - геополитиков из Университета им Дж. Хопкинса строительство «Большой Центральной Азии».
Еще один фактор, благодаря которому американцы потратили 37 миллионов долларов на этот объект - наркоторговля. Строительство моста через реку Пяндж стало хорошим подарком не для населения приграничных районов, а для наркобаронов, у которых появилась хорошая возможность увеличить наркотрафик из Афганистана через территорию Таджикистана в разы. Они пойдут, в первую очередь, в Россию и страны Запада. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, сотрудники службы еле сдерживают рост числа наркозависимых в стране. Увеличение потока наркотиков с юга в связи со строительством моста может нарушить этот хрупкий баланс и сделать тщетными усилия российских властей в борьбе против незаконного оборота наркотиков.
Хотя церемония открытия моста была проведена с помпой и с участием мастеров искусств, вряд ли следует ожидать, что он будет служить на благо двух народов. Никто не может дать гарантии того, что мост не будет использован для преступных дел, а именно для торговли людьми, контрабанды наркотиков и оружия. Значит, он может дестабилизировать без того хрупкую ситуацию в приграничных районах, учитывая тот факт, что испокон веков афганцы и таджики, мягко говоря, не симпатизируют друг другу.
А это будет на руку американцам для вмешательства в конфликт, и повод взять под свой контроль маршруты наркотрафика в еще одной центрально-азиатской республике.
Во время презентации моста президент Э.Рахмон выразил пожелание, чтобы этот мост стал «мостом любви и искренности, добрых и созидательных дел». Но, как предсказывают эксперты, вероятность того, что он станет мостом для перевозки наркотиков, все же больше.