CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

d-pils.lv

Лидия Графова: «Мигранты не обуза, а благо для страны»

19 октября 2007

Лидия Графова: «Мигранты не обуза, а благо для страны»

19.10.07. 09:24:44, d-pils.lv

Ксения ЗАГОРОВСКАЯ Рига - Сочи - Рига

Власти часто понимают это слишком поздно

Во время ежегодного фестиваля, который проводит в Сочи, в Дагомысе, Союз журналистов России, у тружеников пера из бывших стран СССР есть возможность повстречаться и побеседовать с коллегами, достигшими в своей профессии звездного уровня. Третий год в этом фестивале принимают участие представители издательского дома «Петит», в том числе и главный редактор «Часа».

В Дагомысе во время фестиваля журналистов Лидия Графова провела встречу с коллегами. «Час» публикует газетную версию беседы с нею.

Ожог совести

- В Советском Союзе нам рассказывали о дружбе народов, и в какой-то степени он сыграл свою роль плавильного котла, но потом все рухнуло и взорвалось, и жертвами стали простые люди.

Я впервые столкнулась с беженцами зимой 1990-го. В Москву прибывали поезда с армянами, бежавшими от погромов в Баку. Многие перебинтованные, в домашних тапочках, с одной сумкой или чемоданом.

Они лежали на каменном полу армянского постпредства и ждали, как решится их судьба. А я жила неподалеку, в Лаврушинском переулке, и мне было неловко возвращаться в домашний уют, принимать горячий душ, даже получать 200 рублей зарплаты, что по тем временам было много, в то время как они лежат на каменном полу и смотрят скорбными черными глазами.

Я получила тогда ожог совести, так можно сказать. Я пошла к ним с сумкой, полной продуктов и теплых вещей. Их расхватали за считанные секунды. Высокий старик смущенно сказал мне: «Простите их, они потеряли все».

Я написала одну статью, другую, еще и еще... Время шло, но никто ничего не делал.

В марте 1990-го десять граждан, и я в том числе, создали первую в России общественную организацию помощи беженцам «Гражданское содействие». Пять лет мы работали даром, собирали одеяла, продукты, передавали тем, кто нуждался, устраивали людей на работу.

Потом горе свалилось на чеченцев, и побежали уже они, и мы помогали им. В то время большинство москвичей были полны сочувствия к несчастным людям.

Другие русские

А потом отовсюду побежали русские. Так всегда бывает при распаде империй - те, кто были «старшими братьями», в одночасье превратились в людей второго сорта. Расплата за имперский грех России упала на невинных людей.

Впервые в истории люди побежали не из России, а в Россию. Это же подарок для страны, страдающей от демографического кризиса! И как она этим богатством распорядилась...

Их было 11 миллионов, вернувшихся в Россию. Только 500 000 досталось то, что положено по закону. Лишь миллион с небольшим получили статус вынужденного переселенца, который позволяет получить гражданство в упрощенном порядке. Остальные были названы беженцами - это русские-то, вернувшиеся в Россию.

В свое время Гавриил Попов, известный как демократ, сказал свое знаменитое: «Понаехали тут!», и эта фраза надолго стала девизом лукавой миграционной политики страны.

Ее реализация началась со строительства компактных поселений для мигрантов. Было построено около 200 поселков, ныне почти все они заброшены. Потому что в основу была положена неверная идея - людям хотели дать крышу над головой, но никто не подумал о том, как они будут себя кормить, где работать.

Энтузиазм людей, вернувшихся, как им казалось, домой, был посыпан дустом. Они жили в палатках, мерзли, строили дома своими руками, а потом эти годы их жизни были признаны ошибкой. Более того, в этой неудаче их же и обвинили - мол, не умеют работать.

А как местные жители их возненавидели! И было за что - приехали энергичные, предприимчивые люди, в основном из крупных городов, стремящиеся вернуть утраченный образ жизни, а столкнулись они с сельским, необразованным и пьющим населением. Отношение было такое: мы здесь всю жизнь живем в грязи, а вы приехали и хотите быть чистенькими.

Был случай, когда переселенцы заасфальтировали улицу в поселке, а ночью асфальт разворотили тракторами. Так Россия встречала соотечественников...

На Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов в 2002 году нам удалось впервые вызвать на публичный разговор автора миграционной политики России Виктора Иванова. Он держал ответ перед съездом переселенческих организаций, и настрадавшиеся люди задавали ему простой вопрос: «В чем цель миграционной политики России?» И он не смог на него ответить.

Китайцы милей?

В 2001 году в Кремле прошел первый съезд соотечественников, и русских, проживающих за рубежом, уверяли, что они нужны России. А вскоре после этого Федеральную миграционную службу передали милиции, которая стала применять к мигрантам свои обычные методы.

Как и в Париж, в Москву позвали рабочих, поскольку столичные жители не желали выполнять черную работу. Почему-то в таких случаях все думают, что они все переделают и уедут. Но мировой опыт этого не показывает.

Сейчас в России 12 миллионов нелегалов, с которыми неизвестно что делать. Депортировать их непомерно дорого, да и кем их заменить? Значит, остается единственный выход - легализовать. Амнистии для нелегалов проводились в Италии, США, и это не акт милосердия, а прагматичное решение государства, нуждающегося в рабочих руках и налогах в казну.

Но власти в России на это не идут. Мы годами ведем разговор с кремлевской стеной.

Казалось бы, надо с радостью принять этот подарок судьбы, когда приезжают похожие на нас люди, приезжают с любовью к стране. На Форуме переселенческих организаций меня поразило то, что измученные бытовыми неурядицами люди не говорили о себе. Они говорили о благе России.

Но в 2002 году был принят дискриминирующий закон о гражданстве. Люди годами ходят регистрироваться. А чего стоит процедура регистрации, этого дурацкого пережитка прошлого! У меня дома человек 40 зарегистрировано.

Объявленная недавно программа добровольного переселения в РФ, на мой взгляд, уже провалилась, так как соотечественников зовут в такие места, где явно никто не захочет жить. И в то же время в стране живут люди, которые давно приехали, живут и работают, но почему-то они оказываются вне закона, потому что получить гражданство честным путем практически стало невозможно.

Много шума наделала моя статья в «Российской газете» «Журавлевы не нужны России?» Речь идет о молодой семье с маленьким ребенком, которой удалось вырваться из Туркменистана. Муж - гражданин России, а жена, по национальности русская, гражданка Туркмении. Так вот - ее депортировали обратно, разлучив с семьей. Мы об этом писали, подавали в суд. Наконец нелепое решение было отменено. Но поздно... Семья, не выдержав испытаний, распалась.

А в это время в Сибири, на Дальнем Востоке возникли и развиваются поселения китайцев, которые живут замкнутыми сообществами и не расположены интегрироваться.

Досье

Лидия Графова, прославившаяся в 70- 80-е годы острыми и в то же время душевными публикациями в «Литературной газете» и «Комсомолке», сейчас все больше пишет в «Российской газете». И, как правило, на одну тему - о мигрантах, «других русских», пасынках большой страны. Так она понимает традиции русской словесности, всегда защищавшей «униженных и оскорбленных». Желание помочь людям подвигло Лидию Ивановну на создание Форума переселенческих организаций, а также информагентства Migrant. Сочувствие сделало ее известной правозащитницей, лауреатом премии Андрея Сахарова.

Эта тема особо актуальна для нас, которых тоже в родной стране порой называют «мигрантами», а Россия зовет домой.

Источник: Час

d-pils.lv

Предыдущая статьяКазахстан и Китай развивают сотрудничество в области транспорта
Следующая статьяГлава МИД Таджикистана об энергетической политике страны