Новые технологии и старые министры
19.10.2007, Хроника Туркменистана
Рашид Мурадов
Прошло около 10 месяцев, как в Туркменистане, из уст тогда еще кандидата в президенты Гурбангулы Бердымухамедова прозвучала фраза о всеобщей доступности интернета как одном из ориентиров его будущего президентства
И не мудрено. Ему, молодому лидеру, желающему выстроить принципиально новый имидж страны, необходимо было избавляться от титулов и ярлыков в разное время присвоенных Туркменистану различными международными организациями. Среди них фигурировали и «Враг прессы» и «Враг интернета», а в списках по свободе слова и доступу к интернету страна соседствовала со слаборазвитыми странами, прошедшими войну, голод и разруху вроде Эфиопии, Судана, Афганистана и Эритреи и с самыми одиозными тоталитарными режимами вроде Северной Кореи, Мьянмы и Кубы. Объективно говоря, после ухода Ниязова с его крайне болезненной реакцией на зарубежные публикации о его странностях и чудачествах и всеохватывающей манией строительства «чистого, национального государства», доступ к интернету в котором являлся досадной помехой в этом строительстве, сразу стал явным анахронизмом. И Бердымухамедов, выводя репутацию страны из серьезного кризиса, доступ к новым информационным технологиям поднял на флаг, чем снискал репутацию уже не идеолога, вроде Ниязова, но адекватного технократа.
Однако инерция прошлого оказалась столь довлеющей, что даже из элементарной затеи создания сети интернет-кафе получилось скорее подобие «Уголков Рухнама», чем общепринятых и чисто утилитарных пунктов доступа к информации. Портреты старого и нового президентов, обязательное предъявление паспорта при посещении, тома Рухнама и предварительно открытая интернет страница официозного сайта «Туркменистан: Золотой век» на каждом компьютере, автоматически возрождала в памяти ощущения недавнего прошлого на новый лад: все те же идеологические шоры и хомуты вместо ощущения свободы и независимости, что дает доступ к интернету, но только в другом антураже. Получилось как в анекдоте времен СССР, когда конверсионный завод, собирая стиральную машину, в результате все равно получал автомат Калашникова.
Трудно заподозрить нового президента в том, что он лично дает указания так извращать его же собственные идеи. Наоборот, по крайней мере, на словах, он всячески подчеркивает желание, и развивать информационные технологии и содействовать развитию частного предпринимательства. И что же было проще, как пустить на этот телекоммуникационный рынок частных игроков? Тем более, что опыт подобный в Туркменистане имелся. В конце 90-х годов частные фирмы CompAsia и Ariana, получив кредиты, вполне успешно начали развивать интеренет-бизнес в Туркменистане. Да и в настоящее время число бизнесменов, желающих заняться этим бизнесом довольно большое. Но все упирается в позицию министерства связи Туркменистана, имеющего в своей структуре монополиста по оказанию услуг по доступу к интернет в лице государственного предприятия «Туркментелеком». Складывается парадоксальная ситуация - одно и тоже министерство обладает правом на выдачу лицензий на этот вид деятельности и одновременно является монополистом в этой сфере бизнеса. Даже формально, без разрешения этого двуединства проблема эффективного развития интернета в Туркменистане не может быть разрешена. А проблему доступного интернета в Туркменистане можно решить на удивление быстро и опыт всего остального мира, кроме стран - «врагов интернета», говорит именно об этом. Но министерство связи Туркменистана не желает упускать монополию не только на прием-передачу единственного в стране спутникового канала, но и всячески тормозит развитие мелкого бизнеса, основанного на частичной продаже этого же канала частным структурам для развития сети интернет-кафе, не говоря уже о выдаче лицензий на прием-передачу независимого спутникового сигнала независимым провайдерам.
Более того, известно, что в министерство связи постоянно поступают предложения от крупных иностранных инвесторов по созданию структуры оказания всего комплекса услуг по доступу к интернет, но личными усилиями министра связи Туркменистана Ходжакурбанова все эти инициативы сводятся на нет. Тем самым идея президента о всеобщей интернетизации страны просто саботируется. И примеров тому не счесть. Объявляемые время от времени тендеры на поставку и монтаж оборудования для расширения доступа к интернет кончаются непонятно чем. Создается впечатление, что министр просто витает в облаках, предлагая передовые, но экзотические пока технологии, не сумев даже организовать обычный, традиционный доступ к интернет по обычным телефонным линиям - dial-up, тем самым не давая развиваться рынку, который до сих пор ненасыщен - в Туркменистане до сих пор нельзя получить свободно индивидуальный доступ к интернет. Но самое страшное для возглавляемой им отрасли это то, что все решения принимаются без привлечения серьезной экспертной оценки, как технологий, их перспектив, так и рынка услуг вообще и по его отдельным сегментам. Внедряемая технология доступа к интернет - WiMax потребует переоснащения компьютеров потенциальных пользователей новым оборудованием, а тот же самый принцип коммутирования dial-up не требует серьезных вложений и телефонные сети и обычные модемы широко распространены.
Как серьезное достижение министерства и министра лично провозглашается развитие других видов связи. Министерству даже присуждены за это какие-то звания и медали. Однако к развитию цивилизованного рынка качественных услуг это не имеет никакого отношения. Для организации и развития национальной службы доставки, министром было осуществлена кампания по закрытию и фактическому изгнанию из Туркменистана представительств всех всемирно известных фирм по доставке корреспонденции: DHL, UPS, FEDEX. Вместо этого была создана национальная служба EMS, не имеющая такого опыта. Мало того, что эти действия привели к серьезным репутационным потерям страны, серьезно осложнили работу как национальных, так и иностранных субъектов, эти действия свели на нет один из главных элементов существования рынка - конкуренцию, а значит и развитие цивилизованного рынка этих услуг. Из разговоров с бизнесменами и дипломатами известно, что первое время после изгнания этих фирм из Туркменистана, работа их представительств была почти парализована. В зарубежной печати появились статьи и даже спекуляции на эту, что Туркменистан все больше и больше закрывается от мира. Хотя главной причиной явились безграмотные действия министра. А созданная им национальная служба доставки EMS так и не получила серьезного развития и признания. Уровень ее услуг не устраивает большинство клиентов по разным, но вполне предсказуемым причинам - долгое время доставки, случаи утери корреспонденции, приходилось слышать, что корреспонденция приходит с признаками вскрытия, часто - просто невозможность доставки по тому или иному адресу за пределы Туркменистана.
Как и во всех других случаях, вместо создания цивилизованных условий развития рынка услуг и повышения из качества, министерство начало проводить политику пещерного монополизма, желая единолично контролировать, владеть и распоряжаться всем этим рынком, тем самым сдерживая его развитие. И это притом, что своими действиями и министерство и лично министр нарушают национальное антимонопольное законодательство. А трудности и препятствия, создаваемые министерством единственному независимому оператору сотовой связи МТС (бывшая компания BCTI), приводит к нарушению как национальных обязательств Туркменистана, так и к нарушениям международного права. И ущерб репутации страны от этого много больше мифических приобретений от практикуемого монополизма. Однако из всей этой практики есть и исключения.
Одним из атрибутов суверенного присутствия страны в интернет-пространстве является государственное владение так называемым «государственным» доменным именем, доменом первого уровня, как для России сочетание «ru», для Украины «ua», и так далее. Для Туркменистана был выделено доменное имя «tm». Но пикантность ситуации заключается в том, что данное сочетание созвучно не только с написанием слова «Turkmenistan», но и прочно ассоциируется с общепринятым обозначением «trademark» - «торговая марка», что делает ее привлекательным для многих крупных бизнес-структур в силу распространенности знака «tm» именно в контексте «зарегистрированная торговая марка» какого-либо продукта и его производителя. Но это доменное имя, будучи формально закрепленным за Туркменистаном, собственно стране никогда не принадлежало!!! Известный в Туркменистане интернет-проходимец Батыр Каррыев, хитро манипулируя иностранными донорами и некомпетентностью руководства министерства связи Туркменистана, давно стал правообладателем этого доменного имени, тем самым зарабатывая на нем неплохие деньги. При этом страна лишилась не только суверенитета в интернете , что само по себе - нонсенс, но и реальных и потенциальных источников доходов. Эта проблема не может быть неизвестной министру связи. Более того, сотрудники министерства связи неоднократно выносили обсуждение этого вопроса на уровень коллегии министерства, но министр почему-то категорически не пожелал использовать имеющиеся механизмы для восстановления нормального порядка вещей. А всем интересующимся можно порекомендовать посетить сайт «TM Domain Registry Ltd» и , где Батыр Каррыев торгует доменным именем «tm», принадлежащего Туркменистану .
Совершенно абсурдной выглядит эта ситуация, когда доменным именем распоряжается частная контора, зарегистрированная за пределами страны, а на территорию Туркменистана не допускаются компании с солидным опытом и авторитетом на международном рынке услуг и отказом в предоставлении лицензии на предоставление услуг доступа к интернет сдерживается развитие национального интернет-бизнеса и развитие в стране интернета в принципе. О некомпетентности руководства министерства можно говорить бесконечно. Но и на эту некомпетентность можно было бы закрыть глаза, если бы сам министр и его окружение прислушивались бы к мнению специалистов и экспертов. Но, похоже, министр окончательно решил сделать из вверенного министерства частную лавочку, отстранив от выработки и принятия решений всех, кто хоть что-то соображает в новых технологиях и методах работы в рыночных условиях. Пользуясь своим положением, он расставил на многие должности своих родственников, а для того, чтобы освободить им место попросту выживал со своих должностей других сотрудников, часто прямыми угрозами. Чего стоит его фраза, брошенная одному из ответственных сотрудников корпорации «Туркментелеком»: «Я тебя посажу». Имелась в виду посадка в тюрьму. Видимо министр перепутал специализацию своего министерства, ведь в функции связистов не входят следственные и карательные мероприятия.
В результате всего мы имеем сомнительные успехи во внедрении новых технологий, все, что было осуществлено, сделано преимущественно за счет участия подрядчиков министерства - иностранных фирм. А стратегия развития целой отрасли и ее реализация, без которой современное развитие государства просто немыслимо, оказалась подчинена амбициям и некомпетентности отдельно взятой личности и его ближайшего окружения.
И описанная ситуация очень характерна для современного Туркменистана. Покупая новые технологии, власти попросту забывают, что использовать их должны новые люди, нацеленные на результат, а не на сохранение статус-кво, при котором нет движения и развития, а страна становится посмешищем для всего остального мира. А сам президент удивляется тому, что колоссальные вложения в новые технологии не приносят ожидаемого результата. Но все предсказуемо - технологии новые, но министры старые.