CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasianhome.org

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ-2007: ВЗГЛЯД ИЗ УКРАИНЫ

19 октября 2007

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ-2007: ВЗГЛЯД ИЗ УКРАИНЫ

17 октября 2007 г., Евразийский дом

ВЛАДИМИР САПРЫКИН, ВЛАДИМИР ЛАНОВОЙ, АЛЕКСАНДР НАРБУТ, ДМИТРИЙ МОСИЕНКО, Киев

Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова

Вильнюсская конференция по энергобезопасности-2007 «Перспективы энергетических отношений на постсоветском пространстве», состоявшаяся в октябре, не была антироссийской. На конференции присутствовали представители двадцати государств, десятки энергетических компаний. Обсуждался не только вопрос о нефтепроводе Одесса-Броды, но и общие энергетические вопросы, вопрос о сжиженном природном газе и многие другие.

Важным моментом конференции было подписание итогового документа. Первый документ подписали пять президентов - Польши, Украины, Литвы, Грузии и Азербайджана. Он касается договоренности достроить нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк. Второй документ подписали нефтяные компании. Пока эти документы не обнародованы.

Основная идея состоит в том, что названные страны готовы достроить нефтепровод Одесса-Броды. Подчеркну, что в саммите принимал участие представитель Казахстана от правительства. Он четко дал понять, что Казахстан рассматривает этот проект и, скорее всего, будет участвовать, хотя пока решение не принято. Добро на проект дал Азербайджан, который может поставлять нефть для загрузки нефтепровода.

Таким образом, мне кажется, что нефтепровод Одесса-Броды все-таки будет достроен. Следующая встреча на эту тему состоится в следующем году в Украине.

Что касается саммита глав Прикаспийских государств в Иране, то наиболее важный энергетический момент здесь, прежде всего, для Ирана - это достройка Бушерской АЭС. Хотя в итоговом заявлении было сказано, что АЭС будет достроена, мы не услышали, когда этот проект будет реализован.

Владимир ЛАНОВОЙ, депутат Верховной Рады Украины от НУНС, президент Центра рыночных реформ, доктор экономических наук

Мне кажется, что за рассуждениями о путепроводах стоят серьезные и экономические, и политические интересы. Скажем, почему Вильнюсскую конференцию порой рассматривают в негативном контексте? Почему государства, расположенные между Балтийским и Черным морями, не вправе участвовать в управлении энергетическими потоками, осуществлять транспортные услуги?

Россия пытается сохранить все эти права за собой - не только на владение, но и транспортировку энергетических источников. Проект «Северный поток», по-моему, политический. Цель - поставить Украину на свое место. Непонятно, почему нельзя России сотрудничать с Украиной, не идти на взаимовыгодные условия по разработке, увеличению транспортных мощностей?

Можно подумать, что Москва ищет геополитические выгоды. Может быть, Россия видит в Германии серьезного партнера в европейских и мировых делах. Это право России. Но не ценой ущемления интересов других государств. Украина в этих вопросах проводит совершенно прозрачную политику.

Что касается статуса Каспийского моря, то это очень тревожный вопрос, так как это один из главных источников мировых энергетических ресурсов. Неразрешенность политических проблем имеет свои подтексты. Проекты в области нефти и газа имеют серьезные геополитические и транснациональные аспекты.

По-видимому, от России все-таки нужно желать более либерального подхода, поиска конструктивных решений. В этом заинтересованы все страны. Не только Украина.

Александр НАРБУТ, эксперт по энергетическим вопросам

Участие России в Вильнюсской конференции было минимальным. Россию представлял посол Российской Федерации в Литве. К сожалению, также не очень активно в конференции участвовала Молдова, член ГУАМ. Заявленная на саммите «Большой восьмерки» особая роль России в глобальном энергетическом партнерстве могла бы реализовываться в более активном и конструктивном участии в этих процессах, а не в блокирующем. Собственно, приглашение на саммит в Вильнюсе и те оценки, которые звучали от других участников конференции, рассматривающих разные возможности развития нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, в том числе упоминалась российская сибирская нефть, открывают новые возможности и для России.

Естественно, интересы стран, которые были представлены в Вильнюсе, во многом совпадают. Эти государства выполняют транзитную роль, реализуют импортируемые энергоносители. Закономерно отсюда желание выработать общие подходы.

Что касается того, насколько в Вильнюсе страны продвинулись в реализации проекта Одесса-Броды-Плоцк, то тут пока нечем похвастаться.

С моей точки зрения, главная проблема в неопределенности позиции отдельных участников, прежде всего, польских партнеров. Временной промежуток до саммита в Киеве покажет, насколько быстрым будет движение. Подписанный договор, который, по-моему, имеет пятилетний период, с одной стороны, дает возможность говорить, что проект имеет те или иные рамки. С другой стороны, есть альтернативные проекты. Поэтому, безусловно, проект Одесса-Броды-Плоцк должен двигаться более быстрыми темпами.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала Oil Market

Я более скептичен в оценках результатов Вильнюсского саммита и проекта Одесса-Броды. Я не видел единства интересов таких участников, как Польша, Литва, Украина. Для Украины сейчас транзитная функция работает достаточно успешно. Тот объем, который был оговорен с Россией, исполняется. Хотелось бы, чтобы наполнение трубы стало стабильным из года в год. Россия пока исполняет свои обязательства.

С другой стороны, мы знаем, почему так активизировались Польша и Литва, которые в последнее время оказались без российской нефти. Польша в течение многих лет активно ничего не делала для развития других энергопроектов. Сегодня есть перспектива строительства перемычки Унеча-Приморск, что позволит России поставлять нефть в Европу в обход Беларуси. Заводы в Плоцке и Гданьске могут остаться без нефти. Литовский завод также находится в непростом положении. С этим надо что-то делать. Польша и Литва сейчас самые заинтересованные стороны в проекте Одесса-Броды.

Украина должна хорошо взвесить, прежде чем принимать те или иные решения. Кроме того, особого притока нефти на Черном море не ожидается. Фактически в саммите не приняли участие казахи, у которых особого интереса к этому проекту пока нет.

Что касается опасений относительно состоятельности конкурирующего проекта Бургас-Александруполис, то они надуманны.

Видеомост Москва - Тбилиси - Киев на тему: «Энергобезопасность-2007: ответственная энергетика для ответственных партнеров», Российское агентство международной информации РИА Новости.

eurasianhome.org

Предыдущая статьяЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Следующая статьяПреемственность власти? Сразу два экс-акима Шымкента вскоре предстанут перед судом