САММИТ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ ВНУШИЛ УЧАСТНИКАМ ОПТИМИЗМ НЕСМОТРЯ НА ОТСУТСТВИЕ ПРОГРЕССА
19.X.2007, EURASIANET
Сергей Благов и Джоанна Лиллис
На прошедшем 16 октября в Тегеране саммите глав прикаспийских государств стороны не достигли серьезного прогресса по главному вопросу - территориальному делению морского дна. И все же участники саммита, похоже, остались весьма довольны его результатами.
Главным итогом саммита, в котором приняли участие лидеры Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, стала декларация о намерениях, которая содержала предложения для каждой из сторон, хотя и не предусматривала четкого графика реализации целей, обозначенных в документе. Декларация закрепила принцип, что ни одно стороннее государство не может играть роли в решении вопросов об использовании ресурсов Каспийского моря. В ней также подчеркивалось, что правовой режим деления моря должен быть достигнут путем "консенсуса".
"Стороны заявляют, что только прибрежные государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов", - говорится в выдержке из декларации, опубликованной в "Tehran Times".
С точки зрения Ирана, и, возможно, России, самым значимым пунктом декларации было положение о региональной безопасности. "Стороны подтверждают, что их вооруженные силы не направлены на использование для нападения на любую из сторон, - отмечается в декларации. - Стороны подчеркивают, что ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон". Данная формулировка, похоже, полностью исключает возможность получения США доступа к азербайджанским военным объектам в случае возможной операции против Ирана.
Помощник российского президента Владимира Путина по внешнеполитическим вопросам, Сергей Приходько, положительно отозвался о декларации как об "очень серьезном и полезном документе". Казахстанский же президент Нурсултан Назарбаев назвал его составным элементом комплексного соглашения. "Можно утверждать, что впервые нам удалось сдвинуть вопрос "с мертвой точки"", - цитирует "Интерфакс-Казахстан" заявление Назарбаева на пресс-конференции в Тегеране.
На тегеранской встрече наметился прорыв в переговорах по статусу Каспия. Иран, похоже, является главным камнем преткновения в вопросе о территориальном делении моря. Тегеран настаивает на равном подходе и выделении каждой из сторон по 20 процентов моря. Если же пройдет формула, которую отстаивают Азербайджан, Казахстан и Россия, Иран получит около 13 процентов.
Однако, возможно, Иран захочет скорректировать свою позицию, если сможет получить от своих прикаспийских соседей гарантии в сфере безопасности - нечто, что помогло бы Тегерану противостоять давлению со стороны США и Евросоюза в связи с его ядерной программой.
"На определенном этапе может быть предложен некий эквивалент, что повлечет за собой смягчение иранской позиции по вопросу разграничения моря в обмен на некоторые гарантии в плане безопасности на его северном фланге", - считает эксперт по каспийским вопросам из английского Университета Лидса (University of Leeds) Майкл Денисон (Michael Denison).
Главы прикаспийских стран договорились встретиться в 2008 году в Баку. Назарбаев выразил надежду, что к моменту проведения саммита всеобъемлющий территориальный договор будет готов к подписанию. Однако многие эксперты полагают, что несмотря на озвученные в Тегеране намерения, такой сценарий развития событий остается крайне маловероятным.
На этом пути еще остаются серьезные препятствия. Возможно, самым заметным из разногласий на тегеранской встрече было расхождение во взглядах по вопросу строительства транскаспийского трубопровода, за который активно ратуют США. Назарбаев считает, что для начала работ над проектом такого трубопровода необходимо одобрение только стран, непосредственно участвующих в проекте. Путин же приводит возражения экологического порядка, доказывая, что для любого крупного трубопроводного проекта на Каспии необходима санкция всех прибрежных государств. Учитывая, что любой транскаспийский трубопровод покончит с контролем России над региональными энергоэкспортными маршрутами, Москва вряд ли одобрит строительство нового трубопровода.
Вопрос о возможности подписания договора по Каспию в скором времени связан с действиями Азербайджана и Туркменистана по поиску компромисса в вопросе секторов моря, на которые предъявляют претензии оба этих государства. Азербайджан, Казахстан и Россия уже урегулировали позиции относительно своих секторов Каспия. Если же Азербайджан и Туркменистан сумеют урегулировать свои разногласия, то под давлением остальных стран Ирану придется вплотную подумать о пересмотре своей позиции.
Некоторые эксперты полагают, что ситуация уже достигла стадии, когда Ирану уже сложно сопротивляться давлению со стороны соседей. "Ситуация де-факто станет ситуацией де-юре, - прогнозирует Устина Маркус (Ustina Markus) из Казахстанского института управления, экономики и стратегических исследований в Алматы. - Слишком много там [в Каспийском бассейне] замешано интересов".
По мнению же других обозревателей, что бы ни произошло между Азербайджаном и Туркменистаном, каспийское соглашение вряд ли будет подписано в 2008 году. "Он [азербайджано-туркменский договор] моет приблизить пять [прикаспийских] государств к конвенции по правовому статусу моря, - говорит аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия Мария Дисенова. - Но я не уверена, что на следующем саммите подписание состоится".
Помимо вопроса о территориальном разграничении моря, Путин использовал саммит для расширения влияния России на хозяйственную деятельность в регионе. Путин выступил за создание новых транспортных коридоров, включая железнодорожный коридор Север-Юг и новый водный путь между Каспийским и Черными морями, в том числе второй канал Волга-Дон.
В июне прошлого года Назарбаев заявил, что Астана готова приступить к поиску инвесторов для нового канала, который соединит Каспийское и Черное моря. Стоимость так называемого канала "Евразия" может составить 6 млрд. долларов и более. Хотя идея, казалось бы, была поддержана Путиным, некоторые региональные чиновники, в том числе и губернатор Ростовской области Владимир Чуб, уже высказались в том смысле, что второй канал не нужен.
Между тем на саммите Иран, Казахстан и Туркменистан пообещали предпринять шаги с тем, чтобы соединить свои сети железных дорог. Позже Путин заверил туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова, что планируемая трехсторонняя железнодорожная ветка будет соединена с российской железнодорожной системой.
Находясь в Тегеране, Путин кроме того провел двусторонние переговоры с иранским президентом Махмудом Ахмадинеджадом по вопросам российско-иранских отношений, в том числе сотрудничества в топливно-энергетической и ядерной областях. Сообщается, что Путин пообещал завершить строительство Бушерской АЭС, воздержавшись, правда, от обязательств в отношении конкретных сроков. Ряд экспертов также полагают, что Путин уговаривал своего иранского коллегу войти в возглавляемый Россией газовый картель.
Известно, что создание подобного картеля является заветной целью российского президента. "Теперь представьте, что Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран договорятся координировать свою деятельность в сфере природного газа, - говорится в комментарии, опубликованном 16 октября в ежедневной "Газете". - Если это произойдет, то Венесуэла и Алжир (оба крупные экспортеры природного газа) с готовностью к ним присоединятся - у них просто не останется иного выбора".
Email this article
17.X.2007 © Eurasianet