"Курдский фактор" для Сирии и Ирана
31 Октября 2007, Echo
Тегеран и Дамаск беспокоит и ситуация на севере Ирака, и рост влияния Анкары
А.ШАКУР
Свой главный государственный праздник - День провозглашения республики - Турция встретила под девизом "Мы все - солдаты". Таким был лозунг множества демонстраций, проходивших в разных городах страны - их участники требовали принять самые жесткие меры против террористов РКК.
На границе тем временем продолжаются бои. Позиции РКК в горах с воздуха атакуют вертолеты, бои идут и на земле. В провинции Хаккяри блокировано около сотни сепаратистов. А у иракской границы приказа наступать ждут не меньше 150 тысяч солдат. Аналитики по-прежнему уверены, что до 5 ноября, то есь до переговоров премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом США Джорджем Бушем, "большой войны" не будет, но что произойдет после этого, остается только гадать. Во всяком случае сегодня вряд ли кто-то сможет упрекнуть Турцию в том, что она не дала Вашингтону и Багдаду шанса решить проблему без войны, но, увы, пока что США не удалось заставить своих иракских союзников принять действенные меры против РКК. И дело здесь, судя по всему, в "особенностях менталитета". В самом деле, курды на внутрииракском политическом поле - союзник весьма влиятельный и ценный. Но вот при этом велика опасность недооценить тот факт, что иметь дело приходится с политиками, вышедшими из среды народа, никогда не имевшего собственного государства и, следовательно, опыта "большой политики". В переводе это означает, что персоны вроде Масуда Барзани и Джалаля Талабани - политики влиятельные, популярные и харизматичные, но, увы, слишком непредсказуемые. К тому же дело происходит на Ближнем Востоке, где к террору всегда относились как к вполне допустимому методу борьбы, пусть и клялись "бороться с терроризмом". Так что, по всей видимости, курдские лидеры вроде Масуда Барзани на конфиденциальных переговорах давали США сколько угодно обещаний пресечь деятельность РКК, только вот при этом были уверены, что обещаний и заверений достаточно, и с той же РКК можно вступать в альянсы и заключать временные союзы.
Между тем ситуацию на севере Ирака сегодня обсуждают не только в Вашингтоне, Багдаде и Анкаре - положение в этом регионе было в центре внимания переговоров глав МИД Ирана и Сирии. По последним сообщениям из Дамаска, Манучехр Моттаки и Валид Муаллем заявили о необходимости бороться с курдскими террористами на севере Ирака. Соответствующее заявление они сделали сегодня на переговорах в Дамаске. По поступившим сюда сообщениям, руководитель внешнеполитического ведомства Исламской Республики "осудил теракты, осуществляемые боевиками Курдской рабочей партии". "Иран осуждает то, что террористы используют северные районы Ирака для нападений на соседние государства, и (сам) борется с терроризмом в различных точках", - добавил он. В свою очередь Муаллем подчеркнул, что позиция Дамаска по данному вопросу "совпадает с точкой зрения Тегерана".
Между тем, как отмечают многие аналитики, в ходе недавних переговоров, которые вел в Тегеране глава МИД Турции Али Бабаджан, Анкаре так и не удалось добиться от Ирана безоговорочной поддержки своей операции на севере Ирака. Понятно и другое. И в Сирии, и в Иране курды составляют значительную часть населения сопредельных с Турцией и Ираком территорий, так что рост курдского сепаратизма не может не тревожить и Тегеран, и Дамаск. Тем более что у обеих стран, мягко говоря, не блестящие отношения с Вашингтоном. Но, с другой стороны, укрепление Турции, постепенно превращающейся в региональную сверхдержаву, тоже воспринимается здесь как минимум неоднозначно. В особенности после того, как взлелеянные планы рассорить Турцию и США пошли прахом. А на этом фоне, как это уже не раз бывало на Ближнем Востоке, на деле клятвы противостоять террору могут означать и нечто совершенно обратное.