Иран готовится к войне
31 Октября 2007, Echo
Вашингтон и Париж не согласны с МАГАТЭ
Т.АНСАРИ
Как того и следовало ожидать, гендиректору МАГАТЭ Мохаммеду аль-Барадеи не удалось разрядить ситуацию вокруг Ирана: его заявления, что, дескать, в распоряжении МАГАТЭ нет доказательств, что ИРИ реализует военную ядерную программу, возымели явно не тот эффект, на который рассчитывал нобелевский лауреат. "Он может говорить, что хочет. Он возглавляет техническое агентство ООН, - заявил представитель Госдепартамента США Шон Маккормак. - Мы приветствуем работу МАГАТЭ, но дипломатические шаги в отношении Ирана и его ядерной программы должны разрабатываться международным сообществом". Белый дом в очередной раз подчеркнул, что у него истинная направленность ядерной программы Ирана не вызывает сомнений. Представительница Белого дома Дана Перино заявила, что "Иран занимается обогащением урана с единственной целью - добиться создания ядерного оружия".
Весьма жестко на заявление аль-Барадеи отреагировали и в Париже. Министр обороны Франции Эрв Морен заявил журналистам в Абу-Даби, что его страна располагает данными, опровергающими заявления аль-Барадеи. "Информация, которой мы располагаем, подтвержденная также другими странами, идет вразрез с заявлениями аль-Барадеи. Если бы это было так, у Ирана не было бы никаких причин не допускать инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Если Иран ведет исключительно мирную программу, как можно объяснить его поведение в отношении инспекторов?" - отметил Морен.
"Выступление Мохаммеда аль-Барадеи вызвало ярость западных администраций, поддерживающих идею военного вторжения в Иран, а министр стратегического планирования Израиля Авигдор Либерман мрачно пошутил: "Наверное, доказательство, которое ищет аль-Барадеи, - это ядерный гриб, который каждый сможет увидеть в небе", - подводит итог французская Le Temps. - Глава МАГАТЭ уже давно на ножах с администрацией Буша, всеми средствами, но тщетно пытавшейся не допустить его переизбрания на пост главы агентства в январе 2005 года. За два года до этого Мохаммед аль-Барадеи, выступая в Совете Безопасности, заявил, что нет "никаких доказательств существования оружия массового поражения в Ираке". Это выступление было расценено Белым домом как непростительное оскорбление. Устав от этих стычек, высокопоставленный чиновник египетского происхождения в конце концов заперся в офисе, нависающем над Дунаем, как в башне из слоновой кости, избегая даже собственных сотрудников, твердо уверенных в том, что Иран стремится к обладанию бомбой."
При этом нельзя не заметить и другого: до последнего времени от столь жестких и публичных опровержений слов аль-Барадеи и в Вашингтоне, и в Париже предпочитали воздерживаться. А это верный признак перехода ситуации в следующую, куда более опасную фазу. Во всяком случае, показательно, что с неожиданным визитом в Тегеран прибывает глава МИД РФ Сергей Лавров. Как пояснил журналистам официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, "будут обсуждаться ряд тем, связанных с ситуацией вокруг иранской ядерной программы, и ряд вопросов двусторонних отношений". Судя по всему, в Москве уже готовы предпринимать дипломатические "маневры отчаяния", чтобы не допустить военной операции США против своего очередного союзника и покупателя оружия, и заодно предстать перед мировым сообществом в лавровом венке миротворца. Однако, по мнению большинства, спешный вояж Лаврова более всего напоминает поездку Евгения Примакова в Багдад в январе 1991 года - тогда высокопоставленному советскому представителю пришлось удирать из иракской столицы под американскими бомбами. И параллели эти тем более уместны, что в самом Иране не настроены на компромисс, а рассчитывают запугать весь остальной мир. Иран уже дал понять, что готов задействовать в регионе Персидского залива и Ормузского пролива смертников из полувоенных формирований исламской милиции "Басидж", если подвергнется атаке со стороны "врагов". Во всяком случае, об этом заявил заместитель командующего морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Али Фадави. "В акватории Персидского залива и стратегического Ормузского пролива любая маленькая операция будет иметь большое значение", - считает иранский военный. По его словам, в настоящее время разрабатываются различные проекты, в соответствии с которыми смертники "Басидж" смертники" могут быть задействованы в операциях в Персидском заливе, и, судя по всему, идет о спецоперациях на случай нападения США на Иран. "Не важно, что в этих проектах речь идет о небольшом количестве бойцов. Их присутствие важно с точки зрения качества. Любой из них, подобно шехиду Фахмиде, может совершить великие дела", - предупредил Фадави.
Как напоминают журналисты, 13-летний подросток Фахмиде прославился во время ирано-иракской войны в 1980-88 гг. тем, что подорвал ценой собственной жизни иракский танк в ходе сражения за город Хоррамшахр, оккупированный войсками Саддама Хусейна.
Аналитики, однако, советуют вспомнить печальный опыт "танкерной войны", которую вел Иран против арабских стран, включая и Эмираты Залива, во время своей войны с Ираком. Уже тогда мир убедился, что ракетные установки на нефтяных платформах и небольшие, но маневренные катера - это смертельное оружие против неповоротливых танкеров, и Ирану вполне под силу заблокировать судоходство в Ормузском проливе, что грозит миру нефтяным коллапсом. А это значит, что в Иране готовятся к войне, а не ищут путей к миру. Так что миссия Лаврова вряд ли окажется успешной.