Продажный атом
29.11.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 22 (66) Ноябрь 2007
Валентина Касымбекова (Душанбе)
Страны всего мира стоят сейчас перед проблемой нехватки энергетических ресурсов. Запасы нефти истощаются, и по прогнозам ученых, должны иссякнуть к середине будущего века. Единственным источником, который спасет человечество от энергодефицита, является атомная энергетика. И именно этим объясняются стремление развитых стран именно к её развитию.
Китай приступил к беспрецедентной программе развертывания ядерной энергетики. Согласно национальной программе, к 2020-му в Китае будут построены 30 ядерных реакторов в дополнение к уже существующим 9 атомным блокам.
В России намечено ускоренными темпами развивать эту отрасль, о чем заявил в своем послании к парламенту Владимир Путин. Между тем, огромные запасы урана, произведенные в советский период, были распроданы, и даже без намеченного роста потребления России хватит урана лишь на 5"6 лет. Именно поэтому Москва и намекает о том, что пора «взять под контроль» месторождения урана Средней Азии (прежде всего Таджикистана и Кыргызстана).
По данным американской компании International Nuclear Inc., с 1985 по 2003 год коммерческие запасы урана в мире сократились наполовину. На шахтах добыто около 55% всего урана, использованного в 2003"м. В 2005 году мировое производство урана составило около 40 тыс. тонн при годовом потреблении 69 тыс. тонн. Урановый дефицит пока еще покрывается складскими запасами и вторичными источниками. По прогнозам МАГАТЭ, к 2020-му годовое производство урана вырастет до 65"70 тыс. тонн при росте потребления до 82"85 тыс. тонн. Учитывая тенденции развития энергетики, можно с уверенностью сказать, что мировой урановый рынок еще многие десятилетия будет одним из самых стабильных, прибыльных и привлекательных для инвесторов. Рыночная цена урана возросла за последние несколько лет с $30 до $240"$300.
Резко возросший интерес многих стран к ядерному топливу открывает новые перспективы перед Таджикистаном, который является средоточием больших запасов урана. По последним данным, страна обладает 14% мировых запасов урана. Интересно то, что по данным 2005 года, в список стран, имеющих запасы урана мирового значения, Таджикистан не входит. Но все чаще появляются данные о том, что на его территории находятся крупные месторождения, содержащие от 15% до 40% мировых запасов.
Правда состоит в том, что точные данные назвать не может никто. В советское время вся информация об уране была строго засекречена, и поэтому малоизвестна даже геологам и технологам уранового производства. Но времена изменились, и шесть лет назад специалистами комбината Государственное предприятие «Востокредмет» была издана книга «Урановые месторождения Таджикистана», в которой подробно описаны как выработанные, так и вновь открытые месторождения, а также многочисленные урановые поля. Ее авторы утверждают, что геологоразведка выявила в Таджикистане, несколько уранорудных месторождений на севере, востоке и центре Таджикистана - это районы Моголтау-Карамазара, Гиссаро-Каратегина и Памира. Они уверены, что есть хорошие перспективы выявления новых промышленных месторождений, и особенно перспективной считают центральную зону, в которой советскими геологами открыто более 60 рудных полей и пять месторождений, которые необходимо дополнительно обследовать. Уникальным также является озеро Сасык-куль на Памире, где большое количество урана содержится в воде, что представляет огромное преимущество по сравнению со скальными залежами.
Глава службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (АПС, Москва) Александр Собянин, утверждает, что горы Памира и Тянь-Шаня фантастически богаты ураном - по разным оценкам, здесь залегает от 40 до 60% мировых запасов. «Условия добычи здесь очень сложные, но рост мировой экономики рано или поздно сделает добычу рентабельной. Памир - ключ ко всему Тянь-Шаню. Тот, кто будет контролировать Памир, получит и контрольный пакет в целом ряде «проектов века» в Центральной Азии», " говорит он.
Это подтверждается и словами экс-президент Индии, доктора Абдул Калама, отца индийской атомной бомбы, который заявил депутатам таджикского парламента, побывавшим с визитом в Индии, что Индия придает большое значение отношениям с Таджикистаном, в том числе и потому, что последний обладает огромными запасами урана. Судя по тому интересу, который в последнее время проявляют к Таджикистану США, Россия и Китай, данные о больших запасах урана в стране достоверны.
За последние два года в соседнем Кыргызстане, обладающем схожими с Таджикистаном природными данными, а также мощным гидроэнергопотенциалом, создано 15 частных геологоразведочных компаний по поиску урана.
Руководитель Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Сайфулло Сафаров убежден, что развитие ядерной энергетики должно стать важнейшим компонентом стратегии страны. Однако, по его словам, в настоящее время даже речи о разработке стратегии использовании ядерных месторождений не ведется.
Это подтверждает и заместитель начальника Главного управления геологии Абдусалом Махмадалиев, сообщив, что их специалисты работают по Программе развития геологической отрасли до 20015 г, в которой не предусмотрены поиск и разработка месторождений урана. Нет также иностранных инвестиций.
Между тем аналитики утверждают, что китайские специалисты с дальним прицелом строят дорогу, соединяющую северный Таджикистан с его центральной и восточной частями. В северном городе Худжанде уже более 50 лет существует готовая инфраструктура по переработке урана, а южнее, в горах Гиссара и Памира, имеются богатые, но труднодоступные месторождения урана. В будущем Китай намерен приступить к разработке последних. Проводится аналогичная работа по строительству трассы, соединяющей северный Кыргызстан с южным и с месторождениями урана.
Интерес к урановой составляющей подтверждает и недавний (в мае текущего года) визит в Таджикистан первого заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Анны Марии Сетто. Официальная цель её визита - ознакомление с процессом реализации национальных проектов технического сотрудничества и обсуждения вопросов ядерной и радиационной безопасности в Таджикистане. Но это выдает заинтересованность мирового сообщества.
К тому же МАГАТЭ, по сообщению замдиректора Физико-технического института (ФТИ) Курбона Кабутова, готово совершенно безвозмездно предоставить ученым ускоритель электронов стоимостью $1,5 млн. При этом специалисты МАГАТЭ будут лично наблюдать за процессом демонтажа советского реактора «Аргус», и установки нового оборудования, с помощью которого можно будет проводить исследования состава горных пород.
Отделение ядерной физики работает в ФТИ уже полвека, но в течение более чем 20 лет так и не сумели запустить реактор, и в ближайшее время помощи в создании атомной энергетики от ученых-ядерщиков ожидать не приходится.
Наиболее приемлемой в Таджикистане была бы переработка 30 млн. тонн отвалов урановой руды, образовавшейся за 50 лет добычи урана в Таджикистане. Заместитель директора Агентства по ядерной и радиационной безопасности Джабор Саломов говорит: «Урана в хвостохранилищах мало, но их переработка с получением урана возможна. Специалисты Агентства считают, что это могло бы обезопасить хвостохранилища и дать доход стране. Я сторонник того, чтобы это произошло».