«Это угодно нации»?
13 Mar 2008, eurasia.org.ru
Каждый выбирает по себе Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить, или пророку- Каждый выбирает по себе.
(Ю.Левитанский)
Недавние просчеты горе-строителей из корпорации «Базис-А», обусловившие появление трещин на Новой площади (как известно, все истинные алма-атинцы называют эту площадь только так, а не Площадь Брежнева в советское или Площадь Республики в постсоветское время), натолкнули на размышления о прошлом. У каждого из нас полно юношеских воспоминаний о том, как туда мы ходили на ноябрьские и майские демонстрации, туда нас гоняли на веселые маршировки в форме ССО, чтобы потом на этих самых демонстрациях мы изображали советское студенчество, там же рядом на Фурманова появились диковинные тогда первая пиццерия и «хачапурня», куда мы ломились попасть. Эта площадь с ее изумрудно-голубыми елями и панорамой гор вдали стала не меньше любима горожанами, чем Старая площадь. Но все это в прошлом...
Кто бы удивлялся, что господин Белович (руководитель корпорации «Базис-А») может воротить в нашей любимой Алма-Ате все, что угодно. С главным Хозяином все согласовано. Откатом в размере 46 миллионов долларов на офисное здание для нашей руководящей и направляющей силы «Нур Отан» в Астане Александр Якубович, судя по его нервному телефонному разговору с таинственным и хитроумным корейским Мазарини господином Ни, обеспечил себе индульгенцию за любые грехи. Подумаешь, площадь треснула, подумаешь, движение из-за его постройки, которая, вот положа руку на сердце, абсолютно ни в Красную армию нашему городу, перекрыли. Да и построят, поди, все абы как - профессионалов-то раз два и обчелся, а отлаженную еще в советское время систему профессионально-технического обучения восстанавливать никто из наших государственных мужей не торопится. Вот и имеем то, что имеем. Если еще на стадии котлована такие проблемы, то что же дальше? А ведь на Манежной площади в Москве, под которой тоже строился подземный торговый центр, трещин не было и нет. Вот и задумайтесь, горожане, себя или вас хочет облагодетельствовать господин Белович.
Алма-Ата была одним из тех городов Союза, в котором, наряду с Москвой и Ленинградом, Киевом, Тбилиси, Одессой, Ригой, Баку, Ялтой и Владивостоком было особое очарование, дух времени, интеллигентность и подлинный интернационализм. На улицах встречались совсем иные лица, выставка Рериха или концерт Гидона Кремера были событием, а эйфории всеобщего торгашества и продажности, гогочущих неряшливых юнцов люмпенского вида и грязи на улицах не было и в помине. Сейчас же нет-нет и возникает ощущение, что из нашего города ушла его душа. Лишь изредка где-то в скверике возле Театра оперы и балета, на Старой площади или в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев вдруг ненадолго повеет былым очарованием.
Но вспомните, горожане, Алма-Ата с ее площадями и фонтанами, с Цирком и Библиотекой им. Пушкина, с «Медео» и Кок-Тюбе, с КАЗГУградом и баней «Арасан», с яблоневыми садами и журчанием воды в арыках, - это город Кунаева, «нашего Димаша Ахмедовича», как звали его деды или родители. Это его неустанным попечением рос и хорошел город, это благодаря воздвигнутой по его настоянию Алма-атинской плотине мы спаслись от страшного селя 1973 года, а Димаш Ахмедович пережил тогда инфаркт.
И у меня нет никаких сомнений, что нынешний Президент, до сих пор ревнуя к неложной всенародной любви к своему предшественнику - коренному верненцу, алма-атинцу,- решил перенести столицу в заштатный Целиноград, чтобы воздвигнуть в морозной степи памятник эпохе своего правления.
Уехать подальше из вольной непокорной Алма-Аты, от стариков, работавших еще с Кунаевым и помнивших нашего Гаранта скромным молодым человеком, приехавшим из областной Караганды, почтительно взирающего на старших товарищей и горячо стремившегося произвести на них нужное впечатление, чтобы продвинуться по крутой партийной лестнице. Это потом, с приходом Горбачева, он, по примеру своего московского друга, как подросший кукушонок безжалостно выпихнул старых птиц из гнезда.
И не надо кивать на московского наместника Геннадия Колбина, что именно по его приказу стал обрастать фантастической ложью миф о «кунаевщине». Это было личное...
И кто знает, как еще воздастся нашему Гаранту мелкий страх в феврале 1986, когда, несмотря на все его интриги и покровительство «отца перестройки», Кунаев был триумфально переизбран Первым секретарем на 16-ом съезде КПК (компартия Казахстана), его тайное ликование в ноябре того же года, когда Димаш Ахмедович положил на стол Горбачеву заявление с просьбой освободить от занимаемой должности. Наконец, за его «триумф» на декабрьском пленуме ЦК КПК все того же рокового 1986-го?
Как там в Библии? «Мне отмщение и аз воздам»? Горбачев при жизни 17 лет пребывает в состоянии «политического трупа», и у меня нет никаких сомнений, что это кара небесная ему за кровь, пролившуюся в разных концах Союза из-за его преступной нерешительности и допущенных просчетов, за позор распада великой страны, которую поколение Кунаева строило, отстояло в страшной войне, вывело в космос и сделало мировой супердержавой.
Им на смену пришли совсем другие люди. Временщики с гуттаперчевой совестью, не с Богом (или партбилетом, как у наших воевавших дедов), а с Мамоной в душе, с миллионными счетами денег, уворованных у собственного народа. Иные времена, иные нравы.
Помнится, еще в начале 90-х годов, в эйфории вседозволенности эпохи поздней перестройки несколько молодых еще тогда исследователей из Института истории АН КазССР попытались обратиться в наши архивы для написания достоверной летописи декабрьских событий в Алма-Ате. Но им очень вежливо и очень убедительно посоветовали этого не делать и заняться чем-то более общественно полезным, например, историей советского аула в Казахстане или чем-либо подобным. Они послушались. А кто бы не послушался? Есть же дети, семьи, которых хочется уберечь от кары за непокорность.
Но с тех времен воз и ныне там. Нет, конечно, трескучих пропагандистских статей и агиток появилось с тех пор немало, открыт памятник на Новой площади, но вот серьезного научного труда о событиях 1986 г., который бы закрыл это «белое пятно» современной казахстанской исторической науки, так и не появилось. Хотя, вроде, сейчас есть уже возможность попасть в архивы ЦК КПК, Центральный архив и т.д. Думаю, и в московских архивах без особого труда можно получить интересные материалы по событиям 1986 г. в Алма-Ате. Там-то власть давно сменилась и никто уже лично не заинтересован в сокрытии правды о далеком 86-ом годе. У нас, как вы понимаете, ситуация совсем иная.
И экс-Предсовмина КазССР в 1986 г. Н.Назарбаев по-прежнему во властной обойме, возглавляя наш государственный «Табель о рангах». И бывший Первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана И.Тасмагамбетов - градоначальник в том самом городе, где со всем верноподданническим комсомольским пылом клеймил когда-то националистические выступления, хулиганские выходки и политическую близорукость тех, кого теперь оба этих персонажа пафосно называют «декабристами». Чудны дела твои, Господи!
Как говорил один из моих любимых французских писателей Франсуа Мориак, «миром управляют старцы. И мы никогда не узнаем, что такое владычество юности». И, слава Богу, что это так, добавлю я от себя. Вспомним, как забавлялся 14-летний царь Иван, нареченный позднее Грозным, в подростковой бездумной жестокости рубя головы боярам. Так что страшна может быть вакханалия юнцов, разгоряченных вседозволенностью, спиртным и ложно понятыми идеями.
С учетом последующего леденящего опыта Оша, Ферганы, Карабаха, Сумгаита, Ходжалы, Абхазии и Южной Осетии, уж не говоря о страшных югославских войнах, я скажу вам, господа читатели, что тогда, в далеком уже 1986 году, мы получили сравнительно мягкую, но оказавшуюся стойкой прививку от замешанных на национальной ненависти и агрессивной ущербности погромов и кровопролитных междоусобиц.
Классиком политического манипулирования Николо Макиавелли утверждалось, что «народные бунты надо подавлять в самом зародыше и с максимальной жестокостью». Насчет межнациональных и религиозных распрей его совет абсолютен, с моей точки зрения. Иначе потом они разрастаются до апокалипсических размеров и сметают в кровавом вихре налаженный уклад, попирают все божеские понятия добра и милосердия, в них бессмысленно и страшно сгорают жизни людей, виновных только в том, что у них иной разрез глаз или строй языка.
Я помню, как настороженно и потрясенно притих в те декабрьские дни наш веселый южный город. Как люди угрюмо косились друг на друга в автобусах, как маршировали по улицам советские солдаты с дубинками. И это казалось сном - этого не может быть, дубинки и водометы должны быть там - за Железным занавесом, в волчьем мире капитализма, а не у нас, где с детства воспитывали уважение к победившей фашизм армии и дружбу народов. Давно это было...
Возвращаясь к времени сегодняшнему, отмечу, что где-то в комментариях по поводу трещин на Новой площади им даже придали сакральный характер - трещины на площади, трещины во власти. А как насчет трещин в самом теле нации?
Ведь вы посмотрите, господа читатели, как в последнее время заполонили нашу прессу многочисленные публикации про жузы и про рода, как строят политические «предсказамусы» отечественного розлива свои глубокомысленные рассуждения об архитектонике современной системы властных координат в Казахстане с учетом жузово-родового происхождения своих персонажей.
Казахи сами для себя должны определиться - они считают себя единым народом с общей судьбой, историей и общим будущим, или они поддадутся на вкрадчивые нашептывания разных провокаторов, усердно пропагандирующих и раздувающих долгое время пребывавший в латентном состоянии феодальный трайбалистский комплекс? Фридрих Ницше когда-то сказал: «если долго всматриваться в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя».
«Мы, народ Казахстана» - вот что должно быть нашей общей формулой, только так мы сохраним общее наследие наших предков, чьим потом и кровью вне зависимости от их национальности или вероисповедания полита наша земля. А куда мы идем?
«Это угодно нации»,- говорили когда-то фашистские бонзы, принося все новые и новые военные жертвы на алтарь Третьего Рейха, уничтожая в печах инакомыслящих и инокровцев, преподнося свои преступления как делаемое для нужд государства и народа.
Поймите меня правильно, я ни в коей мере не сравниваю правящий у нас режим с нацистским правлением. Боже упаси! Но и у нас нагромождение пропагандистской лжи или сокрытие правды стало «естественной нормой». Зачем, например, будоражить народ научными исследованиями новейшей истории Казахстана, а особенно таких болезненных для нашего Гаранта тем, как истинные причины изгнания Динмухамеда Кунаева или подлинная роль Нурсултана Абишевича в подавлении декабрьских беспорядков в Алма-Ате? И ведь оба этих события произошли в одном и том же 1986 году. Думается, именно тогда товарищ Назарбаев перешагнул в своей душе ту черту, после которой возврата уже нет, и остается лишь искупать свои грехи слезами раскаяния.
Бывший коммунист и атеист Назарбаев заделался сейчас правоверным мусульманином и исправно посещает выстроенную саудитами в новой столице мечеть «Нур Астана». Только ведь во всех мировых религиях есть непреложный постулат: «по грехам и казнят». Не боитесь, Нурсултан Абишевич?
Kazakhstan today 13 Mar 2008