Приближаются узбекские выборы, но есть ли у людей выбор?
2009-12-19, centralasiaonline.com
Рашид Мусаев, Тамара Григорьева и Николай В. Пилугин
ТАШКЕНТ - Узбекистан готовится к парламентским выборам 27 декабря, некоторые избиратели, кажется, смирились, некоторые выражают свою поддержку, а представители оппозиции и правозащитники говорят, что предстоящие выборы не будут ни свободными ни справедливыми.
«Не существует никакой конкуренции в этой избирательной кампании в Узбекистане - все кандидаты одобрены непосредственно самим президентом Каримовым. Нет никакой предвыборной кампании», - сказал в интервью «Центральной Азии в Интернете» лидер незарегистрированной оппозиционной партии «Эрк» Мохаммед Солих, находясь в вынужденной эмиграции в Турции.
В Узбекистане действует двухпалатный парламент, верхняя палата состоит из 100 сенаторов, нижняя - из 150 депутатов. В декабре 2008 г. в Закон «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» от 2003 г. была внесена поправка, по которой число мест в нижней палате было увеличено с 120 до 150, и 15 мест было выделено для депутатов от недавно созданного Экологического движения Узбекистана. Все другие члены парламента избираются по одномандатным округам.
Выборы в местные и региональные органы правления также будут проведены 27 декабря.
По данным сайта узбекской Центральной избирательной комиссии, всего 517 кандидатов участвуют в предвыборной гонке, включая 123 от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат», 125 от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», 135 от Либерально-демократической партии Узбекистана и 134 от Народно-демократической партии. В настоящее время все эти четыре партии имеют места в парламенте, причем большинство - 40 мест - принадлежит либерал-демократам, партии Президента Узбекистана Ислама Каримова.
Чтобы получить место в списке, кандидат от зарегистрированной партии должен собрать как минимум 40 тыс. подписей. Однако, по словам некоторых оппозиционных политиков, все кандидаты должны пройти одобрение правительством, перед тем как их имена будут внесены в избирательный бюллетень.
Пресс-секретарь Центральной избирательной комиссии отказался отвечать на вопросы журналиста о выборах и регистрации кандидатов.
Вероника Сзенте Голдстон, директор Хьюман Райтс Вотч по правозащитной деятельности в Европе и Центральной Азии, сказала, что предвыборная ситуация в Узбекистане отмечена интенсивными репрессиями со стороны правительства:
«Права человека нарушаются повсеместно по всей стране, нет политической конкуренции, все партии, которые участвуют в этих выборах, поддерживают правительство», - сказала она в интервью по телефону.
Недавно сотрудник Хьюман Райтс Вотч, прибывший в Узбекистан для встреч с оппозицией, был задержан и затем выслан из страны, власти так же поступили с некоторыми оппозиционерами, с которыми должен был встретиться правозащитник.
Сзенте Голдстон также обвинила узбекское правительство в ограничении свободы слова и ведении своей кампании задолго до ее официального начала.
«В стране нет независимой прессы. Абсолютно все критические средства массовой информации либо за пределами страны, либо в тюрьме. В СМИ не проводятся никакие настоящие дебаты относительно избирательной кампании», - сообщила она.
Предвыборная кампания в Узбекистане состоит всего из двух программ на телевидении: «Выборы 2009», которая выходит в эфир четыре дня в неделю по 15 - 20 минут и «Выборы - зеркало демократии».
Стенограммы этих передач печатаются в газетах страны. Кроме этого, послания с рекламных щитов напоминают народу Узбекистана о том, что нужно сделать выбор.
Бахтиер Нишанов, гражданин Узбекистана, работающий в организации по защите прав человека «Дом свободы» в США говорит, что политические дебаты в телеэфире появились впервые, и это позитивное событие. Но тут же добавляет: «У нас есть доказательства, предоставленные узбекскими активистами, что эти дебаты проходят по заранее написанному сценарию. Но даже если это не так, эти партии сами не знают кто они, у них нет своей идеологии».
Так какой же выбор есть у узбеков?
«Каждый год перед выборами объявляют одну и ту же платформу, говорят о своей поддержке внутренней и внешней политики правительства. Никто не говорит о коррупции, бюрократии, нищете (или) свободе», - говорит узбекский политолог, попросивший не называть его имя.
Однако, несмотря на ограниченный выбор, Исхаков говорит, что люди по-прежнему будут голосовать.
«Это заложено в менталитете наших людей - они идут и голосуют, даже если не знают кандидатов. В Узбекистане до сих пор принято, что один член семьи берет паспорта других членов семьи и голосует за всех на избирательном участке», - сказала она.
Однако Солих говорит, что 90 процентов населения Узбекистана не собираются голосовать. «Они давно утратили последнюю надежду».
У остальных, по-видимому, нет иного выбора, кроме как идти на голосование.
«В целом народ не голосует, (но) существуют определенные группы населения, которые находятся под давлением и вынуждены принимать участие в голосовании. Это студенты, учителя, государственные служащие», - сообщил вынужденный политический узбекский эмигрант Фарход Иногамбаев, который сейчас живет в США.
Тем не менее, трудно предположить, что будет происходить на выборах 27 декабря. Международные организации, которые наблюдают за ходом выборов, не проводят мониторинг избирательных участков, а зарубежным СМИ трудно вести официальные репортажи о выборах.
Кандидаты и должностные лица, с которыми связался сайт «Центральная Азия в Интернете», отказались обсуждать свои кампании, а частные граждане отказались отвечать на вопросы корреспондента о предстоящих выборах.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла миссию оценки необходимости (МОН), чтобы определить, насколько правительство Узбекистана последовало предыдущим рекомендациям по проведению выборов. Оценочная миссия ОБСЕ будет наблюдать за голосованием на нескольких участках, но не будет проводить общий мониторинг голосования.
«ОБСЕ / БДИПЧ МОН не выявила каких-либо значительных улучшений в рамках избирательного процесса, который по-прежнему не соответствуют обязательствам ОБСЕ. Скорее, две недавно принятых поправки к закону о парламентских выборах представляют собой шаги назад», - говорится в недавнем докладе ОБСЕ по вопросам условий проведения выборов в Узбекистане.
Но вся политика носит местный характер, и некоторые узбеки по-прежнему выражают свою поддержку процессу и действующему члену парламента.
«Я пойду голосовать за кандидата от нашего района, он баллотируется уже второй раз, - говорит пенсионер Адиль Сабиров. - Он помог отремонтировать местную школу, построить медицинский центр, поэтому мы должны его поддержать. Главное, что в магазинах все есть, и если у вас есть работа, то прожить можно. А где, по-вашему, лучше? Посмотрите на Таджикистан - там даже нет воды и газа. У нас есть все, слава Аллаху. Только было бы лучше, если бы у нас было немного больше денег на жизнь».
Букмаркинг, электронная закладка