Биржевые игры
20.12.2009, Хроника Туркменистана Максат Аликперов
Государственная товарно-сырьевая биржа Туркменистана (ГТСБТ) так и не став инструментом развития цивилизованных рыночных отношений, превратилась в хорошо отлаженный механизм, который помогает высокопоставленным туркменским чиновникам наживаться на всех ввозимых и вывозимых из страны товарах.
Указ президента Ниязова от 29 июля 1994 года стал отправной точкой для создания «важнейшего экономического института страны, выполняющего функцию главного органа государственного регулирования экспортно-импортных операций».
В отличие от бирж других стран, спектр деятельности ГТСБТ охватывает практически все товарно-материальные ценности, за исключением объектов интеллектуальной собственности, произведения искусств и недвижимость.
Благие намерения
Самый первый председатель биржи Туркменистана Чары Гаипов в далеком 1995 году живописал пользу от ГТСБТ для страны так: «С начала работы биржи положен конец хаотичной реализации товарно-сырьевых ресурсов и начал формироваться цивилизованный рынок. Положен конец торговле по конъюнктурным соображениям отдельных структур, совершающих порой выгодные для себя и разорительные для страны сделки».
Чуть ли не половина сознательного населения Туркмении подалась в биржевые брокеры или, по крайней мере, стала называть себя таковыми. Возможность участвовать в биржевых сделках в качестве брокера-посредника была весьма доступной и, порой, очень прибыльной.
В 2001 в рамках реализации общенациональной программы «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года» перед ГТСБТ была поставлена задача: предпринять меры по сдерживанию роста цен на внутреннем рынке за счет создания конкурентной среды для всех его участников.
Туркменские газеты запестрели заголовками «Наша биржа котируется в мире», «Туркменская биржа плотно интегрировалась в международную торговую систему», «Объем экспортных сделок на бирже превысил миллиард долларов!».
Казалось, недалек тот день, когда крупнейшие мировые информационные агентства будут начинать перечисление котировок барреля нефти и кубометра газа не с лондонской, токийской или нью-йоркской бирж, а с Государственной туркменской товарно-сырьевой.
Особенности национальной биржевой лихорадки
2009 год наглядно показал, что за 15 лет, которые существует ГТСБТ, никаких признаков цивилизованной рыночной экономики в Туркменистане так и не появилось. Высокопарно продекларированные цели: «создание конкурентной среды для всех участников рынка» и «сдерживание роста цен на товары внутреннего потребления» - так же далеки от туркменской реальности, как официальные зарплаты наших госчиновников от их «неофициальных» коррупционных доходов.
В течение первых трех месяцев 2009 года цены на основные продукты питания в целом по стране выросли на 35-50%. А о какой конкуренции может идти речь, если все мало-мальски крупные партии товаров ввозятся и вывозятся из страны только госконцернами и госпредприятиями. Исключение составляют только фирмы, принадлежащие родственникам высокопоставленных чиновников (или оформленные на подставных лиц).
Зеркалом все более усиливающейся тенденции монополизации в сфере экспорта и импорта товаров является туркменская биржа. Биржевые котировки товаров, выставляемых на торги для вывоза за пределы страны в декабре этого года, выявляют одну характерную особенность. Самые прибыльные сферы экспорта - продукция нефтехимической (сжиженный газ, керосин, мазут, пропилен) и легкой промышленности (ткани и готовые изделия), а также сельскохозяйственная продукция (хлопок и каракулевая шерсть) - выставляются на торги очень лимитированным количеством брокеров.
Нефтехимия: 20 наименований товаров - 5 брокеров.
Сельское хозяйство: 30 наименований - 5 брокеров.
Легкая промышленность: 56 наименований - 2 брокера.
К примеру, на Токийской бирже работают около 100 тысяч брокеров. Естественно - туркменская биржа не идет ни в какое сравнение со второй по объему торгов в мире, однако, пять брокеров на всю страну - это явный перебор, вернее - недобор.
Покупателей становится все больше, а продавцов, вернее людей, через руки которых проходит весь туркменский экспорт - все меньше.
С 2000 по середину 2008 еженедельно на ГТСБТ в среднем заключалось 25 сделок. К концу 2008 года этот показатель снизился до 8 сделок в неделю.
А в этом году биржу залихорадило. Только за три месяца - с июля по октябрь были один за другим уволены два председателя ГТСБТ. Материалы проверки деятельности первого из них - Ягмыргельды Мыратлыева президент Туркменистана Бердымухамедов поручил передать в прокуратуру «для дальнейшего тщательного расследования».
Взятки решают все
Как и всякий государственный орган в Туркменистане, биржа с успехом выполняла, и будет выполнять только три функции: регулировать, контролировать и обогащать власть имущих. Наличие экономического института, который регулирует и развивает свободные и цивилизованные рыночные отношения в условиях тоталитаризма и административно-командной системы управления экономикой - это нонсенс. В Туркменистане, где начинается контроль, там начинается коррупция. А тотальная коррупция всех эшелонов власти не только тормозит реализацию и развитие любой прогрессивной экономической инициативы в стране, но и очень мешает, как любят писать в туркменских газетах: «успешно интегрироваться в международную экономическую систему».