Эксперты о ШОС: Китай тянет одеяло на себя
Росбалт, 17/08/2007, 19:19
Седьмой саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке и успешно проведенные учения «Мирная миссия-2007» показали, что ШОС является самостоятельным фактором стабильности и безопасности в Азиатском регионе. Задолго до начала саммит оценивался как наиболее значимый за последние годы. Но по завершении саммита в экспертной среди появились оценки, что встреча в столице Киргизии не принесла миру сенсационных политических заявлений и решений. В пятницу на брифинге в ИА «Росбалт» российские эксперты делились мнениями относительно итогов саммита ШОС в Бишкеке.
В частности, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что ШОС «пока не хватает субъектности среднеазиатских государств, которые по отдельности не могут рассматриваться в одном ряду с Россией и Китаем, представляя серьезных игроков в большой среднеазиатской игре». «В условиях формирующейся биполярности КНР - США, Россия должна дорожить своим дружественным нейтралитетом», - считает он.
По мнению еще одного эксперта - аналитика Российского института стратегических исследований (РИСИ), эксперта фонда «Азия Аналитика» Аджара Куртова, ШОС является, прежде всего, политической, а не экономической или военной организацией. «Россия должна поддержать политическую, а не экономическую направленность», - считает он. «В настоящее время взаимоотношения стран внутри ШОС вызывают определенное беспокойство. Китай несколько лет подряд проводит «политику перетягивания одеяла». Структура товарооборота меняется не в пользу России - доля экспорта ресурсов возрастает, а доля экспорта машин и оборудования резко падает. В свою очередь, Китай «вымывает» из Центральной Азии ресурсы, которые теоретически могли бы быть направлены в Россию», - отметил Куртов.
По его мнению, такая политика может привести к тому, что Россия окажется перед угрозой стать экономическим сателлитом КНР. «Если мы не хотим быть сырьевым придатком Запада, то почему мы должны быть сырьевым придатком Китая?», - добавил эксперт. Вместе с тем, по его словам, в политической составляющей ШОС «у России есть возможность занять центральное место среди стран, озабоченных ростом американского влияния в регионе».
С таким мнением согласен и директор Центра по изучению международных отношений Института общественного проектирования Валерий Егозарьян. «Развитие более широкого экономического сотрудничества в рамках ШОС не очень выгодно для России. За свой счет мы продолжаем выращивать Китай», - сказал он. В то же время он считает, что России «дружить» с Китаем необходимо.
На повестке дня возникает и еще одна проблема - расширение ШОС. Сейчас статус страны-наблюдателя при Шанхайской организации имеют Монголия, Иран, Пакистан и Индия. Вопрос заключается в том, кто будет нести расходы по принятию новых членов организации, а также по оказанию им помощи, в том числе и военной, в сфере борьбы с наркотрафиком и терроризмом.
В целом эксперты сходятся во мнении, что ШОС развивается поступательно, следуя закономерности развития для подобных объединений. Однако политологи считают, что настоящей «проверкой на прочность» для ШОС могут стать кризисные явления в ее развитии или, скорее всего, активизация исламистских течений вне или внутри стран-членов ШОС.
Как полагает Ремизов, «борьба с терроризмом» в контексте проведенных странами ШОС антитеррористических командно-штабных учений «Мирная миссия-2007» - это эвфемизм для обозначения радикальных исламистских повстанческих движений». «Сегодня эта угроза не кажется самой злободневной и горячей, но мы не можем поручиться, что через несколько лет в мире не начнет «борьбу за свое освобождение» какой-нибудь халифат, а в ситуации оживления радикального исламизма в регионе коалиционные действия всех участников ШОС имеют большое сдерживающее значение», - сказал он.
Ремизов также выделил в качестве одного из основных источников угроз для эффективной деятельности ШОС «возможные действия США по отношению к Ирану». По его словам, такое развитие событий станет для ШОС крайне неприятным, поскольку организация «не сможет выступать против действий США иначе как риторически».
Валерий Егозарьян поддерживает мнение о том, что главной проверкой для ШОС может стать активизация исламских экстремистских сил. В то же время он не считает, что предполагаемый конфликт с интересами США в Центральной Азии является первоочередной причиной, которой можно бояться. «Пока мы (Россия - ред.) занимаемся Центральной Азией, Соединенные Штаты активно занимаются Черноморским регионом», - сказал эксперт.
«Иран практически окружен странами, находящимися под влиянием США, за исключением Туркмении и Армении. США имеют свои интересы в Центральной Азии, но пока ограничивают их Закавказьем. Что же касается проверки для ШОС - такой проверкой могут стать радикальные исламисты», - отметил Егозарьян.
Куртов добавил, что кризис ШОС, который проверит организацию на прочность, может спровоцировать и активизация Китаем своей экономической составляющей в ШОС, а также факторы экологического характера - нехватка водных ресурсов в странах Центральной Азии.
Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии, а в активе ШОС - четвертая часть населения земли.
В Шанхайскую организацию сотрудничества, созданную в 2001 году, входят Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Индия, Иран, Монголия, Пакистан.
По итогам саммита лидеры шести государств ШОС подписали Бишкекскую декларацию. В этом документе выделены задачи построения справедливого и демократического миропорядка, формирования современной архитектуры международной безопасности, а также определены приоритетные направления деятельности ШОС на последующий период. В итоговом коммюнике, также подписанном участниками саммита, говорится, что задачи по всемерному углублению и расширению многопланового сотрудничества между государствами ШОС в целом успешно выполняются.