"Иранский экзамен" для Евросоюза
18 Августа 2007, Echo
Как долго в ЕС будут придерживаться моды на антиамериканизм?
Т.АНСАРИ
Президенты работают и на отдыхе - это правило уже давно не подвергается сомнению. Неформальные встречи в летних резиденциях, телефонные звонки, порой даже указы - все это непременная составляющая президентского отдыха. Однако превратить свой отпуск в ключевое политическое событие для страны - таких прецедентов в мировой дипломатической практике немного. Однако президенту Франции Николя Саркози это, по всей видимости, удалось. Новый хозяин Елисейского дворца, который вел свою предвыборную гонку под лозунгами "атлантической солидарности", то есть союза с Вашингтоном, провел свой двухнедельный отпуск в США, став первым французским президентом, выбравшим такой отпускной маршрут. Плюс ко всему в ходе своего отпуска Саркози встретился с Джорджем Бушем. "Каждый год в США приезжают более 900 тысяч французов, и я стал лишь одним из многих", - так Саркози изложил "официальную" версию своего выбора. Однако куда активнее СМИ цитируют другие его заявления. Так, Николя Саркози назвал отношения между США и Францией "великолепными". На встрече с журналистами в городке Волфборо на северо-востоке США он заявил, что "Франция возвращается в США". "В отношениях между Францией и США нет проблем, как и нет проблем в отношениях между французским и американским народами", - сказал Саркози журналистам. "Дружба между США и Францией - это не только дружба между двумя президентами, это дружба между двумя нациями". Он особо отметил важность укрепления двусторонних отношений в преддверии президентских выборов в 2008 году в США.
Наверное, излишне констатировать, что отношения Парижа и Вашингтона сегодня даже как-то неудобно сравнивать с ситуацией, сложившейся в 2003 году, после демонстративного отказа Парижа поддержать американскую военную операцию в Ираке. В Вашингтоне тогда рассуждали о необходимости "сдерживания Франции", а на уровне общественного мнения реакция была еще более жесткой: традиционный "картофель по-французски" переименовали в "картофель Свободы". Сегодня Париж и Вашингтон вновь демонстрируют дружбу. Правда, остается непонятным, повлияет ли "атлантический" выбор Саркози на его отношение к вступлению в Евросоюз Турции: Вашингтон, как известно, настаивает на евроинтеграции Турции, хотя и не имеет формально права голоса в ЕС, в то время как Париж категорически против: здесь выдвинули весьма оскорбительную для Анкары идею "Средиземноморского союза" с включением в него некоторых стран ЕС (в Анкаре не без оснований назвали его "второразрядным клубом").
Однако, как показывает практика, усиление "атлантического вектора" в политике официального Парижа еще не означает исчезновения моды на антиамериканизм в масштабах всего ЕС. Что показала, в частности, реакция Евросоюза на намерение США внести в список террористических организаций иранских "Стражей исламской революции" - о том, что в Вашингтоне готовится такое решение, сообщили газетам New York Times и Washington Post неназванные источники в администрации США. В ответном заявлении, переданном иранским агентством Мер, Корпус стражей называет планы США "никчемными решениями", принятыми "под безосновательными предлогами с целью нанести ущерб этой священной организации". Представитель внешнеполитического ведомства Ирана, как того и следовало ожидать, назвал сообщения о планах США частью "продолжающейся психологической и пропагандистской войны против Ирана". Однако представитель МИД Ирана заявил, что пока слишком рано комментировать подобную информацию, так как Тегеран пока официально не оповещен об этом.
На этом фоне Европейский союз подчеркнул, что не собирается вносить Корпус стражей исламской революции в список террористических организаций. Представитель Еврокомиссии Йенс Местер заявил в интервью агентству Франс пресс, что ЕС обычно расширяет свой список террористических организаций после принятия соответствующего решения со стороны ООН. При этом, особо отметил Местер, такие решения принимаются независимо от США.
Как отмечают сегодня многие наблюдатели, после того, как страны Восточной Европы, тогда еще кандидаты в члены ЕС, в пику "елисейской двойке" высказались в поддержку американского удара по Ираку, Жак Ширак ворчливо заметил, что эти страны упустили "хороший повод промолчать". Теперь же, похоже, хороший повод промолчать упустил и Евросоюз: здесь просто могли напомнить, что официального решения о причислении КСИР к террористическим организациям в США еще не обнародовано. Но, как видно, "продемонстрировать фронду" оказалось важнее. В том числе и в таком чувствительном вопросе, как международное давление на Тегеран.