CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Второе дыхание политических реформ

18 августа 2007

Второе дыхание политических реформ

17 августа 2007г. ? 31 (759), «ДН»

Протесты против изменений в Конституции были намного ярче предвыборной агитации оппозиции

В желтой футболке, зеленых трусах, на первой дорожке - сам падишах!

Из мультфильма «Маленький Мук»

Завтра выборы. Наконец закончилась, наверное, самая быстрая и самая вялая предвыборная кампания в истории Казахстана (ну то есть хочется надеятьcя, что именно эти выборы будут самыми вялыми). Итоги ее будут ясны, наверное, уже на следующей неделе, а изменения последуют не только в мажилисе, но, видимо, и в правительстве, а также акимском корпусе. Без ответа остался только один вопрос: почему неспешное поэтапное развитие демократии в Казахстане в этом году вслед за молниеносными изменениями в Конституции вдруг обернулось этими галопирующими выборами?

Проект ОБСЕ

Когда изменения в Конституции только планировались, целых пару дней казалось, что их главная цель - сделать все, чтобы заявку Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году удовлетворили. О том, какие интеллектуальные силы были брошены на этот проект Астаны, можно было судить хотя бы по тому, что им лично занимался тогда еще зять президента Назарбаева. Человек, который мог бы пошутить, что «он не первый человек в стране, но и не второй».

Спешка с голосованием по Конституции, отмеченная всеми и вызвавшая недоумение, стала тем водоразделом, который, видимо, прошел между первоначальным планом и реальным развитием ситуации.

Камнем, на который нашла коса плана заявки в ОБСЕ, видимо, стал ее же еще недавно главный двигатель и лоббист - Рахат Алиев. В конце концов, спеша со сменой Конституции, Астана могла готовиться не к выборам, а к осеннему обсуждению своей кандидатуры на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Теперь же, спеша с выборами, руководство Казахстана, кажется, уже поставило крест на прошлых планах.

Возможно, конфликт внутри президентского окружения длился уже давно и во время обсуждения поправок просто перешел в активную фазу конфронтации, ведь по тому же делу «Нурбанка» было очевидно, что поначалу оно, как и любой конфликт с кланом Алиева, кончался в пользу зятя президента. Та же статья Алиева по поводу монархии в Казахстане, относительно которой он недавно заявил, что она была опубликована с целью вынести на суд общества внутриакординскую дискуссию о судьбах страны, не так проста. Несмотря на отсутствие информации, тенденциозность имеющейся информации (в конце концов, тот же Алиев вряд ли является надежным источником), в этом все-таки что-то есть.

Может быть, и не было готового и уже второго заговора Рахата Алиева против президента, который вновь сорвала оппозиция (как она об этом говорит), может, было просто плохо скрываемое желание власти со стороны привыкшего к ней и не слишком отягощенного моралью человека? Однако, эти спонтанные выборы похожи больше на то, что их главной задачей является уже не продвижение заявки республики на председательство в ОБСЕ, а чистка госаппарата от нелояльных элементов. Об этом свидетельствует хотя бы то, как топорно вяло и похоже на марионеточное представление прошла предвыборная кампания.

Проект «Зачистка»

Так это или нет, но именно решение австрийского правосудия - вернее земельного суда Вены о невыдаче Рахата Алиева - поставило крест на всей заявке Казахстана в ОБСЕ. Вряд ли после того как создан прецедент непризнания судебной системы республики, способной осуществить непредвзятое рассмотрение дел, Астане удастся убедить европейцев в том, что в остальном у нас все в порядке. Особенно с такой избирательной кампанией.

О том, как ее воспринимают на Западе, можно судить хотя бы по выводам Ассоциации Elections & Democracy, обнародованным 15 августа. «Выборы депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан 2007 года отличают преждевременный и искусственный характер, обусловленный мероприятиями власти, направленными на закрепление существующего в стране политического устройства и достижение запланированных результатов вне зависимости от исхода голосования, что делает наблюдение в день голосования нецелесообразным, - резюмируют авторы ее отчета. - При этом Ассоциация настаивает на том, что выборы 2007 года не отражают действительных потребностей общества и, следовательно, не могут быть названы демократическими».

Нечто похожее опубликовали и обозреватели международного информационного агентства Reuters под заголовком «Парламентские выборы в Казахстане не сулят перемен». В качестве примера к оценкам Запада корреспондент агентства приводит мнение первого зампреда партии «Нур Отан» Бакытжана Жумагулова о мнении наблюдателей. «А мне, например, на мнение ОБСЕ...», - сказал он, не закончив предложение. Последнее особенно красноречиво в связи с недавними амбициями Астаны председательствовать в этой организации.

Проект «Оппозиция»

Что же касается версии об «антирахатовской» направленности выборного процесса-2007, то в пользу нее говорит не только тот факт, что в новый партсписок «Нур Отана» не попали половина прежних депутатов - 32 человека - но и последнее заявление, распространенное от имени Рахата Алиева в Интернете. В нем бывший зять президента отвечает на другое заявление - Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) по поводу его невыдачи Австрией.

Алиева возмутили слова лидеров ОСДП про то, что «решение австрийской Фемиды основывается на выводе о том, что «Алиеву не гарантировано объективное рассмотрение его дела в Казахстане», есть «вывод нелицеприятный, но, по сути, совершенно верный».

В своем заявлении ОСДП пишет, что «дело Рахата Алиева» вновь высветило всю меру политической зависимости тех, кто призван защищать свой народ от реальной преступности», которые «вместо противостояния криминалу и коррупции власти... занимаются неконституционной борьбой с политической оппозицией». «Важным шагом, направленным на восстановление доверия граждан ко всей системе государственной власти, должна стать ликвидация института финансовой полиции. Этот орган превратился в гнездо системной коррупции, а несколько его бывших и действующих руководителей проходят по делу Р.Алиева в качестве свидетелей и обвиняемых», - отмечают оппозиционеры, потребовавшие от казахстанских силовиков «довести до логического завершения «дело Рахата Алиева», имеющее принципиальное значение для общества».

«Для начала мы предлагаем им обнародовать все предоставленные австрийскому суду материалы. Если после их публикации станет очевидно, что казахстанские силовые структуры подготовили документы по экстрадиции Р.Алиева ненадлежащим образом, если подтвердятся факты попыток подкупа ими фигурантов дела, то Генеральный прокурор Р.Тусупбеков и министр внутренних дел Б. Мухамеджанов должны немедленно подать в отставку!», - предлагают они, также отмечая, что «первым шагом казахстанской дипломатии должен стать отзыв для консультаций казахстанского посла (временного поверенного) в этой стране и вручение ноты протеста послу Австрии в Казахстане».

В ответ на это Алиев обвиняет в развале системы правоохранительных органов самого лидера ОСДП Жармахана Туякбая, «многие годы трудившегося на постах генерального прокурора и председателя Государственного следственного комитета» и называет финансовую полицию «последней преградой на пути полного вырождения правоохранительных органов Казахстана».

Кроме этого Алиев заявляет, что «Общенациональная социал-демократическая партия - это проект администрации президента, тщательно контролирующей, как бы на политическом поле не выросло чего-то неподконтрольного и самостоятельного» и «спектакль с превращением бывшего генпрокурора в лидера демократической оппозиции - часть общего плана». Кроме этого экс-зять президента обвинил Туякбая в том, что того спонсировал бывший председатель КНБ Нартай Дутбаев, а затем - руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков.

«Авторы заявления обличают анонимных шутов-провокаторов, не понимая, что сами они - марионетки в руках такого же провокатора, успешно внедренного в их ряды», - пишет Алиев про союзников Туякбая по ОСДП.

Чем может быть вызвана столь гневная отповедь Алиева? В конце концов, она - далеко не главный враг экс-зятя президента. Как бы то ни было, об этом можно с уверенностью судить только после выборов. Если ОСДП не откажется в последний момент в них участвовать, а по итогам голосования пройдет в парламент значительной фракцией, может статься, что мы были свидетелями «договорного матча», главной задачей которого была очистка шахматной доски от самых маргинальных фигур. Возможно, Алиев понял, что если ему и удалось нанести удар по внешней политике Казахстана, то внутри страны он окончательно теряет даже призрачную возможность поучаствовать в политической борьбе, и теперь пытается вновь вернуться на шахматную доску. Пока же в пользу версии о договоренностях Акорды и оппозиции говорит лишь необыкновенная мягкость предвыборной кампании ОСДП, которая могла бы провести агитацию в самой агрессивной манере, используя такие простейшие аргументы против своих оппонентов, как цены на жилье, недоступное абсолютному большинству казахстанцев.

dn.kz

Предыдущая статьяПрикаспийские энергосюжеты
Следующая статьяПарадоксы госмонополизма