Парадоксы госмонополизма
17 августа 2007г. ? 31 (759), «ДН»
Андрей САИДОВ, Ташкент
Узбекистан перевыполнил план по заготовке зерна, но сотни узбекских фермеров судят за невыполнение обязательств перед государством
В летнем сезоне 2007 года земледельцы Узбекистана, собрав свыше 6 млн. 250 тысяч тонн зерновых, вновь оправдали надежды правительства, еще до официального завершения страды, в конце прошлого месяца перевыполнив план по продаже зерна государству. В поздравительном послании хлеборобам президент Ислам Каримов выразил уверенность, что основная причина успехов заключается в крепнущем чувстве собственников узбекских фермеров, на долю которых в нынешнем году впервые пришлось почти сто процентов собранного урожая. Официальная пресса страны, отмечая, что урожайность зерновых по сравнению с 1991 годом по Узбекистану за годы осуществления государственной программы зерновой независимости повысилась в среднем в 4 раза, также объясняет рекордные достижения заинтересованностью частных фермерских хозяйств в результатах своего труда.
Между тем альтернативные источники наполняются информацией о реальной цене, которую приходится платить узбекским дехканам за победные рапорты о трудовых успехах. На этой неделе неправительственное агентство «Ахборот-Уз» распространило открытое письмо правозащитника, лидера незарегистрированной Аграрной партии Марата Захидова к президенту Узбекистана Исламу Каримову. В обращении говорится, что только в одном из районов Ферганской области в настоящее время судят за невыполнение плана 297 фермеров.
В Узбекистане частные земледельцы получают наделы земли во временную аренду, подписывая при этом с местными органами власти договорные обязательства по сдаче на государственные заготовительные пункты определенного количества сельхозпродукции по устанавливаемой заранее цене значительно ниже рыночной. При этом государство предоставляет фермерам мини-кредиты на аренду сельскохозяйственной техники, покупку семян, удобрений и горюче-смазочных материалов, реализуемых по рыночным ценам. Таким образом, при существующих в сельском хозяйстве рисках многим фермерам не всегда удается окупать производственные затраты. Но от выполнения плана не освобождают никакие обстоятельства.
По утверждению Захидова, в Ферганской долине главы районных администраций, заключая соглашения с арендаторами, зачастую заставляют их брать на себя нереальные обязательства. Например, выращивать зерновые и хлопок на малопригодных землях. За соответствием посевов на арендуемых площадях и сроками всех сельскохозяйственных мероприятий постоянно следят специальные подразделения милиции и прокуратуры, учрежденные с 2003 года по указу президента Каримова. Кроме того, ссылаясь на распоряжения правительства, фермеров принуждают подписывать пустые бланки договоров, куда потом вносят заведомо невыполнимые пункты. Еще в процессе уборки урожая на полях появляются представители власти, и выставляют фермерам претензии по невыполнению плана, а затем взыскивают с них через суды штрафные санкции. Если урожай не был собран вовремя или сдан в ненадлежащем объеме, например, из-за погодных условий, хокимы, как пишет Захидов, отдают устные распоряжения метеорологическим службам не выдавать пострадавшим от непогоды соответствующие справки. В конце марта и начале апреля этого года посевы зерновых в ряде районов Ферганской долины сильно пострадали от проливных дождей и ураганного ветра, и земледельцы, не выполнившие плана поставок зерна летом, не смогли оправдаться в судах.
При рыночной цене 200-388 сумов ($0,16-$0,31) за килограмм государство скупает зерно у фермеров за 110 сум ($0,09), утверждает Захидов. При этом, после переработки пшеницы на муку, отходы реализуются тем же фермерам для откорма скота по 175 сумов.
По сообщениям неправительственного агентства Uznews, в Самаркандской области, одной из первых перевыполнившей план по заготовке зерновых в 2007 году, власти принудили многих фермеров сдать на заготовительные пункты на пять-шесть тонн зерна больше, чем было записано в их договорных обязательствах. Подчинившиеся, в самом лучшем случае, вышли в «передовики». Но остались без прибыли, а то и без средств к существованию.
В последние годы фермерские хозяйства, взявшие на себя обязательства по выращиванию зерновых, всеми средствами побуждают начинать подготовку полей под будущие посевы тотчас после уборки урожая. Прежде дехкане засевали освободившиеся от пшеницы угодья другими культурами - рисом, бобовыми, кукурузой и овощами, что пополняло семейный бюджет и способствовало изобилию на рынках. В 2007 году рост цен на овощи на базарах Узбекистана, отмечавшийся с середины весны, к лету был сбит за счет введения административных ограничений на вывоз плодоовощной продукции в Казахстан. Это спасло кошельки горожан, но не способствовало доходам сельских жителей, которые, при отсутствии запретов, могли бы реализовать свою продукцию на рынках соседних стран, где цены намного выше.
В настоящее время узбекских фермеров убеждают не медлить со вспашкой полей под будущие, еще более высокие урожаи зерна, которые снова будут скуплены государством по фиксированным ценам. Фермеры ропщут, но подчиняются, поскольку в руках у властей остается и рычаг воздействия, куда более грозный, чем просто судебные иски за невыполнение госзаказа. У самых «нерадивых» хокимияты могут изъять земельные наделы, чтобы передать их «передовикам», на которых бывшим владельцам придется батрачить уже фактически задарма, или вообще искать лучшей доли, где только придется, рискуя при этом найти лишь унижения и неволю.
В той же Самаркандской области осиротевшие родственники который месяц тщетно разыскивают бывшего фермера, Абдуманнона Джураева, который в апреле этого года отправился на заработки в Казахстан, и бесследно исчез, по слухам, был продан в рабство.
В 2003 году на подъеме фермерского движения в Узбекистане, инициированном указами президента и постановлениями правительства, семья Джураевых получила в аренду 30 гектаров земли в Пайарыкском районе, где стала выращивать хлопок и зерновые, при этом исправно выполняя и перевыполняя государственный заказ. Нынешней весной, по словам Салтанат Джураевой, фермеры обратились к властям с очередным ходатайством о выделении техники, горючего, удобрений и семян для нового сезона, но неожиданно для себя узнали, что еще в августе 2006 года хокимият принял решение возвратить их земельный надел государству. Пройдя с жалобами по всем возможным инстанциям, 57-летний глава семьи Абдумамонн, нигде не найдя защиты и не увидев иных возможностей прокормить своих близких, вместе с другими мужчинами из кишлака Куштегирмон завербовался на сезонные заработки в Казахстан, где вскоре исчез, как предполагают родственники, не доехав до Талдыкоргана.