«Талибан» готов для большого скачка («Asia Times», Hong-Kong)
8.10.2007, Афганистан.Ру
Саед Салим Шахзад
После успеха весеннего наступления 2006 года ожидалось, что «Талибан» в этом году в Афганистане достигнет большего успеха. Этого не случилось из-за мощных превентивных мер сил западной коалиции в Афганистане и военных действиях против баз «Талибана» в зоне племен Пакистана.
Однако планы массового восстания вовсе не отложены в долгий ящик и могут быть реализованы с новой энергией в конце священного для мусульман месяца Рамазан, то есть уже на следующей неделе, когда десятки тысяч подготовленных боевиков хлынут на территорию Афганистана.
Произойдет это с территории зоны племен, где талибы в полевых лагерях тренируют новобранцев и куда свозится снаряжение.
Пакистанские талибы и Исламабад подписали мирные соглашения в феврале 2005 года и в сентябре 2006, в соответствии с которыми правительство сокращало количество войск в зоне племен взамен на прекращение нападений на пакистанскую армию и вооруженные силы Афганистана.
В июле «Талибан» нарушил соглашение после штурма правительственными войсками Красной Мечети (Лал Масжид) в Исламабаде. Эта мечеть была откровенным сторонником талибов, многие из которых находили здесь прибежище.
После этого пакистанские вооруженные силы возобновили атаки на повстанцев в зоне племен, перекрывая им поставки оружия и снаряжения. Однако за последние десять дней талибы начали, по крайней мере, девять тщательно запланированных операций против позиций сил безопасности, как в Северном, так и в Южном Вазиристане, а также в городах в Северо-западной пограничной провинции, включая Банну и Дера Исмаил Хан, и в Долине Сват.
В результате все операции сил безопасности против «Талибана» и их коллег из «Аль-Каиды» в зоне племен были приостановлены, и, судя по всему, армия стремительно отступает в деморализованном состоянии. Считается, что Пакистан имеет 100 тысячную группировку войск и 1 тысячу военных постов по границе Пакистана с Афганистаном.
С военной точки зрения ситуация усугубляется политической паузой в Исламабаде. Генерал-президент Первез Мушарраф, как показали опросы в прошлую субботу, может быть переизбран, после чего, как ожидается, он уйдет с поста верховного главнокомандующего и займется в течение нескольких месяцев передачей власти гражданскому правительству согласия, скорей всего во главе с бывшим премьер-министром Беназир Бхутто. Так что можно и не ждать, что появятся новые планы по решению проблемы в зоне племен, пока эта ситуация не будет улажена.
У талибов и их сторонников теперь есть передышка, чтобы пополнить запасы и подготовиться к новому удару по Афганистану. Они имеют, по крайней мере, 20 тысяч хорошо обученных новых боевиков в районе 16 пограничных пунктов в приграничном пакистанском районе. И эти боевики могут перейти границу.
По словам жителей этих районов, с которыми беседовал корреспондент «Asia Times», и которые знакомы с планами предстоящих операций, главными направлениями военных действий станут Ношки в Белуджистане, Хан Гулам и Шавал в Северном Вазиристане, Ангур Ада в Южном Вазиристане, а также Читрал и Бажуар.
Ожидается, что свежие силы будут направлены в юго-восточные провинции Газни, Хост, Гардез, Пактия и Пактика, и многих из них будут готовить как боевиков-смертников.
Активные действия уже начались в Газни. В среду сотни талибов заняли отдаленный район Аджаристан, убив, по крайней мере, двух полицейских и вынудив остальных бежать. Талибы также заняли множество других отдаленных областей. Эта операция началась на следующий день после того, как самоубийца взорвал полицейский автобус в Кабуле, убив 13 человек.
Примечательно, что стратегия действий против пакистанской армии выработана бывшими офицерами этой самой армии, которые присоединились к пакистанским талибами в Вазиристане. Они черпают вдохновение в партизанской стратегии, применявшейся вьетнамским генералом Во Нгуиен Джиапом против французов и американцев. Учитывая то, что пакистанские вооруженные силы терпят поражение, их планы работают. По крайней мере, пока.
Армия под огнем
Разведка талибов также хорошо делает свою работу: начиная от нападений на пограничные форты полицейских сил в Банну, где были захвачены новые заложники, и до атак смертников на военные конвои.
Во всех случаях цели были определены точно, а операции осуществлены согласно плану. Атаки быстро были перенесены в Долину Сват, что послужило недвусмысленным сигналом военным в Пешаваре: либо оставить войска в казармах, либо выходить на бой с открытым забралом.
Действительно, последнее наступление против пакистанской армии как бы ударило взрывной волной по всем военным штабам в Равалпинди, и, что самое страшное, пакистанские талибы могут пойти на такие большие города, как Карачи, Лахор и Исламабад.
Пакистанские официальные лица признались в том, что более тысячи военных погибли в боях в зоне племен. Операции по похищению людей также деморализуют солдат. На настоящий момент похищено более 500 военнослужащих пакистанской армии в результате различных акций, последний факт - захват 22 солдат в Банну. Некоторые из них были обменяны на заключенных талибов, в то время как другие находятся все еще в плену.
На прошлой неделе, в то время как в Соединенных Штатах говорили о том, что нужно больше времени для усмирения зоны племен, министр иностранных дел Пакистана Риаз Мохаммад Хан признал, что его страна столкнулась с «проблемой имиджа».
Это очень верно сказано. Действие - или бездействие - Пакистана в зоне племен будет напрямую влиять на наступление движения «Талибан» в Афганистане, и чем дольше войска находятся в обороне, тем больше возможностей у талибов.