CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Так ли надежен «восточный фланг» СНГ?

8 октября 2007

Так ли надежен «восточный фланг» СНГ?

07.10.2007, Фонд стратегической культуры

Аждар КУРТОВ

5-6 октября в Душанбе состоялись встречи в верхах глав государств СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Трем саммитам в столице Таджикистана предшествовала встреча В. Путина и Н. Назарбаева в Новосибирске. Речь на встрече шла о двусторонних отношениях. Внешне в отношениях России и Казахстана, если судить по официальным пресс-релизам, все в порядке. Лидеры двух стран встречаются регулярно и часто (в 2007 году - это их пятая встреча), двусторонний товарооборот растет, развивается сотрудничество приграничных областей. Об этом говорили и в Новосибирске. Были подписаны соглашения о сотрудничестве приграничных регионов, силовых структур по охране совместной границы, о взаимодействии в гуманитарной области. И в то же время отношения двух стран в последние годы развиваются не без проблем.

Казахстан, если верить официальной пропаганде Астаны, может служить чуть ли не образцом для подражания всем странам СНГ. Экономические успехи Казахстана многократно восславлены, в том числе и в российских СМИ. В области пиара казахи действительно преуспели. Правда, при этом мало говорят об основной причине экономического роста Казахстана - конъюнктуре мировых цен на нефть. Ведь помимо природных богатств, доставшихся Казахстану после раздела советского наследства, руководителям этого государства, строго говоря, похвастаться особенно нечем - ни богатством истории, ни мировыми достижениями культуры, ни свершениями технического гения, ни воинской доблестью, ни уровнем жизни основной массы населения. Однако, если вам доведется говорить с кем-нибудь из успешных «новых казахов», вы непременно увидите, какую причудливую смесь мифологии и национального чванства представляет собой восприятие ими своей страны.

Да, приток нефтедолларов в Казахстан обогатил часть населения. Большинству же казахстанцев достались от этого пирога жалкие крохи. Даже макроэкономической стабильности неожиданно свалившееся с неба нефтяное богатство не прибавило. Сейчас международные агентства понижают суверенные рейтинги Казахстана. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor`s уже изменило прогноз кредитного рейтинга Казахстана со «стабильного» на «негативный». Причина простая: казахские нувориши не сумели рационально распорядиться деньгами. Казахстанские банки выстроили своего рода финансовую пирамиду: они в огромных размерах занимали деньги у иностранных банков и ссужали их затем по ипотечным схемам собственным гражданам. В итоге зарубежные заимствования достигли, по данным западных финансовых экспертов, 52% пассивов казахстанских банков (для сравнения: у российских банков - всего 17%).

Пока у западных кредиторов дела шли нормально, схема работала без сбоев. Но случился ипотечный кризис в США, и ручеек дешевых кредитов начал стремительно мелеть. Пирамида стала рушиться, курс национальной валюты тенге падать. Золотовалютные резервы Казахстана только за три последних месяца сократились почти на 4 миллиарда долларов, а разрекламированные сверх всякой меры знаменитые казахстанские банки потеряли свой лоск, и их рейтинги пошли вниз.

На Западе цинизм тоже имеет свои границы. Американские и европейские политики могут хвалить Казахстан за стремление его элиты «идти по тропе демократии», но одно дело неограниченный допуск западных компаний к разработке природных богатств, и совсем другое - угроза финансовым интересам западных кредиторов. Ведь сегодня совокупный внешний долг Казахстана (включая задолженность корпоративных структур) превысил 101% ВВП, тогда как еще год назад он был менее 80%.

Образ «казахстанского экономического чуда» стал меркнуть. Разразился продовольственный кризис. Резко выросли цены на хлеб, мясо, молоко, яйца, растительное масло. В стране, где в этом году был получен действительно хороший урожай зерновых (22 миллиона тонн), мука стала стоить дороже, чем сахар. На юге Казахстана цены на хлеб поднялись вдвое. Неудивительно, что Казахстан, рекламируемый как «лидер реформ» в регионе, занимает последнее место в Центральной Азии по средней продолжительности жизни населения: по данным Фонда народонаселения ООН - 58,6 лет у мужчин (в Узбекистане - 63,9 лет, в Киргизии - 63,5 лет, Таджикистане - 61,6 лет, Туркменистане 58,9 лет).

При этом власти Казахстана продолжают упорно проводить этнократическую линию на вытеснение из республики русского и русскоязычного населения. Мониторинг, проведенный недавно по заданию МИД РФ, выявил, что в Казахстане 61% опрошенных представителей российской диаспоры готов покинуть эту страну «межнационального согласия» и переехать в Россию.

В Москве знают реальную ситуацию в Казахстане, но продолжают заключать с Астаной соглашения о развитии отношений в гуманитарной области, как будто все, что здесь остается, - это улучшать уже имеющиеся достижения. И ситуация становится хуже с каждым годом. Власти Казахстана намеренно сужают сферу действия русского языка. Старые советские и новые российские кинофильмы транслируются, в основном, в переводе на казахский язык, хотя большинство населения республики знает русский, а казахский. Кремль, закрывая на это глаза, лишь укрепляет казахстанские власти в убеждении, что таким курсом можно пойти еще дальше.

То же самое касается и некоторых аспектов двусторонних экономических отношений. Давно было понятно, что досадные инциденты с запусками российских ракет с космодрома Байконур, как отмечалось еще в ноябре 2006 г. на сайте Фонда стратегической культуры («Назарбаев и СНГ: брак по расчету»), будут использованы для давления на Москву с целью получения финансовых выгод. И казахское руководство, конечно, пошло по этому пути, требуя 8,5 миллиона долларов за падение ракеты «Протон». Аппетиты Астаны растут. Уже прорабатываются проекты использования Байконура не с Россией, а с другими государствами. Надо полагать, скоро получит очередной подарок от Астаны и российский бизнес. Ведь вряд ли правительство Казахстана, вознамерившись пересмотреть свои договорные обязательства, ограничится выставлением претензий к итальянской Eni по поводу Кашагана. В Новосибирске Назарбаев уже сделал намек по адресу РАО ЕЭС России в отношении контрактов на строительство новых очередей Экибастузской ГЭС. Да и подготовленный к подписанию документ между российским РУСАЛом и казахстанским госхолдингом «Самрук» также так и не обрел форму принятого соглашения.

Если такие проблемы имеются с Казахстаном, - государством, выступающим, согласно устоявшемуся мнению, лидером «интеграционного процесса» в СНГ, то что говорить о других конструкциях «восточного фланга» Содружества? Даже Таджикистан начал в последнее время демонстративно дистанцироваться от Москвы. Добившись ухода российских пограничников, здесь стали сразу принимать помощь от США и ЕС на обустройство внешних рубежей. Надеясь на реализацию плана торговли водой горных рек, власти Таджикистана в 2007 году в одностороннем порядке разорвали заключенный контракт с РУСАЛом на строительство Рогунской ГЭС.

В Таджикистане, как и в Киргизии, весьма популярна идея продажи воды трансграничных рек, берущих начало в горах этих двух стран, своим соседям - Казахстану, Узбекистану и Туркменистану. «Вода - это такой же товар, как и нефть, - утверждают многие таджикские и киргизские деятели, - и пусть нам за нее платят». Однако, если ту же нефть надо еще добыть и доставить покупателям, то за воду в Сырдарье и Амударье таджики и киргизы предлагают просто взимать валюту. То есть поставить юрту на берегу этих рек с кассовым аппаратом и ждать караванов с деньгами от соседей.

В условиях, когда в Центральной Азии правит бал национальный эгоизм, когда получают дальнейшее развитие этнократические тенденции, «восточный фланг» СНГ выглядит не слишком надежным. И проблемы эти сами собой никуда не исчезнут. Они будут давать о себе знать все больше.

fondsk.ru

Предыдущая статьяНа границе с Ираком погибли 13 турецких военных
Следующая статьяВ Киргизии поменяли директора Финансовой полиции