Земля заботы нашей
08.10.07, Руслан Искандеров , специально для Gazeta.kz
В Алматы недавно завершил работу Международный форум Союза агрохимиков и агроэкологов (Агроэкосоюз) стран СНГ.
На нем обсуждали острейшие проблемы агропромышленного комплекса, его дальнейших перспектив известные ученые-аграрии Казахстана, России, Беларуси, Украины, Польши.
На несколько дней Казахский национальный аграрный университет стал местом заинтересованного обмена мнениями о путях, которыми идет сегодня аграрное производство у нас и в мире.
Форум проходил в пору завершения уборки урожая, и достижения казахстанского аграрного сектора стали незримым "фоном" всех выступлений.
Действительно, урожай зерновых в нынешнем году выдался хорошим. Уже валовой сбор составил 22 миллиона тонн в бункерном весе. А с учетом резкого роста мировых цен на зерно, наши крестьяне могут значительно увеличить его экспорт и получить в этом году более 1 миллиарда долларов чистой прибыли. Все, вроде бы, хорошо. Но!.. Почти 80 процентов убранной пшеницы - третьего класса. Такое зерно идет только на переработку и на корм скоту. Или на биотопливо - этанол, который стал очень популярен в мире и на добычу которого идет все большая часть урожаев во всех странах.
Доля сильных и твердых сортов пшеницы остается на неприлично низком уровне. Вывод большинства выступавших однозначен: сельское хозяйство, при всех его несомненных успехах, продолжает оставаться проблемной отраслью в экономиках всех стран СНГ. И для решения всех проблем необходимо определить главные приоритеты дальнейшего развития.
Важнейшая задача, считают ученые: это сохранение плодородия земель, повышение продуктивности всего сельскохозяйственного производства, получение экологически безопасной продукции.
Профессор Василий Минеев, заведующий кафедрой агрохимии МГУ, считает, что сегодня решение этих задач вполне достижимо.
- Агрохимические методы сегодня настолько совершенны, что способны резко поднять плодородие практически любых почв - говорит он. - Интенсивная эксплуатация земель приводит к потере ими своего питательного потенциала, и возмещать эти потери человек обязан, если он хочет и в дальнейшем получать с них урожаи. Я думаю, что мы должны объединить усилия агрохимических организаций на общую эффективную работу, а правительства наших стран должны уделять этому вопросу большее внимание, потому что речь идет о продовольственной безопасности наших стран.
Казахстан, который вносит крупный вклад в производство зерна, привлекает особое внимание, так как производство зерновых продолжает оставаться актуальнейшим вопросом в мире. И в этом плане у собравшихся ученых выявилось двойственное отношение в проблеме производства зерновых для переработки на биотопливо. С одной стороны, возросший спрос на зерно повышает мировые цены на него, что выгодно аграрному сектору, крестьянам.
С другой - растут и цены на продовольствие, на продукцию животноводства - мясо, молоко, потому что зерно является базовым элементом всей продовольственной "цепочки". Есть и социальный аспект - и ему ученые также уделили внимание: как можно перерабатывать зерно на спирт и заправлять им автомобили, по сути - сжигая продовольствие "в печке", когда в мире миллионы голодных, а продовольственные ресурсы планеты и так находятся в очень напряженном состоянии?
Другими словами: так ли мы богаты, чтобы позволить себе перерабатывать еду на спирт? Белорусский ученый Станислав Морозевич считает, что это - преступление перед человечеством и подрыв продовольственной базы всей планеты.
- Из-за биотоплива резко возрос спрос на зерно, но кто в этом случае выиграл? Богатые страны, где его перепроизводство и которые могут скупать зерно для этих целей по всему миру, - говорит он. - А то, что под эти цели потребуется значительное расширение посевных земель, чрезмерная эксплуатация почв, которая неминуемо приведет к снижению их общего плодородного потенциала в будущем - их не волнует!
И это проблема уже сегодняшнего дня. В Казахстане, к примеру, чтобы поддерживать плодородие почв на приемлемом уровне, ежегодно требуется вносить не менее 1,5 - 1,7 миллиона тонн удобрений. А в 2006 году на поля внесли лишь 185 тысяч тонн удобрений - почти в десять раз меньше! Такое же положение и в России, Украине:
И хотя за последние пять лет в Казахстане на эти цели израсходовано 2,9 миллиарда тенге, цифра очень низка, чтобы говорить об устойчивом зерновом производстве в стране - по крайней мере, в долговременной перспективе. Почвы истощаются, а возврата питательных веществ в них не происходит. Это опасная тенденция, предупреждают ученые.
Специалисты считают, что для повышения эффективности сельского хозяйства существуют огромные возможности, в том числе, внедрение современных методов обработки почвы, применение удобрений в сочетании с севооборотом и обработкой земли в засушливых экстремальных районах.
Нужно объединить усилия, создавать совместные научно-производственные коллективы, которые дадут мощный стимул к развитию межгосударственного сотрудничества, особенно в агрохимии и агроэкологии.
Идею производственной интеграции активно поддерживает и известный казахстанский ученый - аграрник, академик Эрвин Госсен: "Черноземный тип почв степной и сухо-степной зон, простирающихся от Днепра до Енисея в России и от Урала до Иртыша в Казахстане - вот что является нашим общим богатством, - говорит он. - Эти земли, 100 млн. гектаров, самые плодородные земли в России и Казахстане, которые реально объединяют наши две страны, являясь основой сельскохозяйственного производства. Именно они и кормят наши страны хлебом. Это главный источник производства сильных и твердых сортов яровой пшеницы. Распад единой страны и последующая за ним хозяйственная дезорганизация больно ударили по хлебной ниве. Ведь мы долгие годы не уделяли этой проблеме должного внимания, все только брали от земли, беспощадно эксплуатируя почвы, не возмещая понесенного ими урона. И сегодня пришли к тому, что земля потеряла от 10 до 30 процентов гумуса. Поэтому земля остро нуждается в помощи и заботе людей. Это наше огромное общее богатство, которое мы должны передать нашим потомкам, это основа продовольственной независимости наших стран.
Осознание общности наших экономических интересов и стали основой идеи объединения ученых и практиков Казахстана и России для возрождения хлебной нивы на пространствах Евразии. Ведь у нас есть очень хорошие деловые и творческие связи между учеными, различными научными институтами двух стран, есть долгий исторический опыт совместной работы в рамках единой страны, наши технологии земледелия практически едины. Есть также понимание необходимости объединения усилий по воссозданию единого евразийского хлебного "пояса", который и сегодня, и в будущем останется основной житницей наших стран.
Но для реализации подобных задач нужен специальный механизм. Поэтому я выдвинул идею создания на базе сельхозотделения Национальной Академии наук Евразийского интеграционного центра генофонда флоры и фауны, который координировал бы всю научную работу по созданию на землях России и Казахстана современного и эффективного зернового производства. С этих 100 млн. гектаров земель наши две страны могут получать ежегодно до 100 млн. тонн зерна сильных и твердых сортов пшеницы. Евразийский интеграционный центр, который мы сегодня предлагаем, станет реальным шагом на пути интеграции наших стран в аграрной сфере".
Идею Э. Госсена о создании Евразийского интеграционного центра генофонда флоры и фауны поддерживают ученые из стран СНГ. На недавней научной конференции они приняли решение: обратиться в правительства наших стран с предложением об этом.
Назрела также необходимость возрождения специализированных конструкторских бюро, где будут разрабатываться, испытываться и внедряться комплексы сельхозтехники к тракторам различных классов, способных использовать многофункциональные почвообрабатывающие и посевные машины. Они могут стать отраслевыми технопарками, в которых будут отрабатываться наиболее эффективные приемы и технологии земледелия.
Еще несколько десятков лет назад на большей части этих земель Казахстана и России была внедрена почвозащитная система земледелия. На ее основе были разработаны интенсивные технологии возделывания зерновых культур и комплексное агрохимическое обслуживание полей. Были созданы целые комплексы специализированных машин и техники, предназначенные для этих целей.
Сегодня почвозащитное земледелие перерастает в регионально - агроландшафтные системы земледелия, основой которых является интенсивное использование наиболее лучших, пригодных для производства почв, одновременно с их защитой от различных неблагоприятных факторов. Сечас экономически невыгодно возделывать зерновые культуры на почвах, с урожайностью ниже 8 центнеров с гектара. Нет экономического резона сеять зерно на малопродуктивных землях. Агроландшафтные системы земледелия как раз и направлены на получение максимальной экономической отдачи от зернового клина, они дают возможность точнее выбирать наиболее лучшие земли для интенсивного зернового производства.
Оставшиеся же земли нужно использовать для развития кормовой базы животноводства, а также для травосеяния, восстановления биологической продуктивности почв, считает Э.Госсен.
Всеми этими вопросами также должен заниматься Евразийский интеграционный центр, если, конечно, идея будет реализована на практике.