Казахстан и проблемы обеспечения региональной стабильности в Центральной Азии
October 11 2007, analitika.org
Султанов Б.К.
Президент РК Н.А. Назарбаев в своем Послании «Новый Казахстан в новом мире» обратил особое внимание на активизацию деятельности нашего государства по обеспечению региональной стабильности, поскольку многие проблемы Казахстана носят трансграничный характер, решить которые можно только совместно с соседними государствами. Поэтому Глава Казахстана совершенно справедливо подчеркивает необходимость углубления сотрудничества стран Средней Азии в решении таких общерегиональных проблем, как энергетическая безопасность, реализация социально-экономических проектов с привлечением иностранного капитала, с одной стороны, координация борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей, другими современными угрозами - с другой [1].
При этом мы исходим из понимания того, что Средняя Азия как регион объединяет страны со схожими экономико-географическими, культурно-историческими, религиозными чертами, с одной стороны, сложившейся социально-территориальной общностью населения - с другой. Вследствие этого Средняя Азия имеет свои собственные специфические интересы, в том числе в сфере обеспечения региональной стабильности. Как известно, региональная стабильность подразумевает три уровня: внутри каждой страны; в рамках региона в целом; в сопредельных с регионом странах.
Вместе с тем, на наш взгляд, пора четко определить, какой регион мы имеем в виду. Если в качестве региона мы рассматриваем новые независимые государства, образовавшиеся после распада СССР, то это одна картина. Если же мы будем рассматривать регион в современной трактовке, т. е. с участием Афганистана, СУАР КНР, Монголии, то ситуация возникает совершенно другая. Поэтому мы предлагаем рассматривать вопрос обеспечения региональной стабильности именно в Средней, а не в Центральной Азии.
Стабильность в Средней Азии сегодня напрямую связана с формированием нового справедливого и демократического миропорядка, гарантирующего равную степень безопасности для всех государств мира. В то же время только через тесное сотрудничество стран Средней Азии можно реально выйти на региональную и внутреннюю стабильность, решить старые и новые проблемы.
Одним из основных вызовов региональной безопасности является неопределенность политического будущего правящих режимов в отдельных среднеазиатских государствах. События в Кыргызстане в марте 2005 г. создали прецедент смены государственного режима насильственным неконституционным путем. Они были усилены андижанскими событиями в Узбекистане в мае 2005 г. Политические режимы в ряде стран Средней Азии в настоящее время неустойчивы, и существует высокая вероятность их дестабилизации. Основанием для беспокойства является рост недовольства населения слабыми экономическими успехами правительств, продолжающимся падением уровня и качества жизни и отсутствием политической модернизации. Не меньшее опасение вызывает постреволюционная ситуация в Кыргызстане. В республике наблюдаются разбалансировка политической и экономической жизни страны и хрупкое согласие между элитными группировками, необходимое условие для стабильного государственного управления.
Одним из ключевых приоритетов обеспечения безопасности государств региона является экономическая безопасность. В этом отношении ситуация в регионе складывается по-разному. Если Казахстану в основном удалось преодолеть трудности переходного периода от плановой советской экономики к рыночной модели народного хозяйства, то в других странах региона мы наблюдаем другую картину. Между тем новые условия функционирования глобальной экономики, углубление международного разделения труда порождают риски и проблемы, для решения которых возможностей отдельно взятой страны уже недостаточно.
В этих условиях Глава Казахстана предлагает использовать преимущества регионального развития и осуществить глубокую и взаимовыгодную интеграцию стран региона, в частности договориться о развитии благоприятного делового климата на всей территории стран Средней Азии [2].
Серьезными вызовами национальной и региональной безопасности являются терроризм и религиозный экстремизм. Мощным генератором терроризма и экстремизма являются сложные социально-экономические и политические процессы в развивающихся странах Ближнего Востока и Южной Азии. На территориях государств региона ведут активную деятельность террористические и другие преступные группировки. Потенциальная угроза исходит от радикальных сепаратистских организаций, ставящих под сомнение самостоятельность и территориальную целостность государства.
Сегодня страны Средней Азии находятся на переднем плане в борьбе с религиозным экстремизмом. Все более заметной становится деятельность групп экстремистского толка, которые, исходя из неверной и искаженной трактовки исламского вероучения, пытаются навязать светским обществам региона собственную систему ценностей. Деятельность этих организаций нацелена на подрыв государственного строя среднеазиатских стран, создание здесь теократического государства - исламского халифата и в конечном счете на изменение политико-географической карты региона.
Игнорирование данных негативных тенденций может привести к серьезным последствиям для внутриполитической ситуации в регионе. Существует угроза возникновения порочного круга, присущего ряду развивающихся стран, где бедность и нищета порождают условия для возникновения терроризма, а терроризм, в свою очередь, угрожая деловой активности населения, лишает экономику притока инвестиций.
Беспрецедентные масштабы в последние годы приобретает деятельность международной организованной преступности. Наряду с расширением сферы активности (незаконный оборот наркотиков, трафик людей, нелегальная миграция, контрабанда оружия, финансовые махинации) происходят процессы преобразования национальных преступных группировок в транснациональные. Увеличиваются их организационные и финансовые возможности. Растущая глобализация экономики, свобода передвижения капитала, товаров и услуг делают межгосударственные границы все более «прозрачными», что значительно облегчает преступникам перемещение из одного государства в другое, в то время как правоохранительные органы, действуя строго в рамках суверенной территории государства, ограничены в средствах и полномочиях.
События в Кыргызстане, Грузии, Украине и Узбекистане, несмотря на их неоднозначность и различия в их трактовке, продемонстрировали правоту и своевременность рыночных и политических реформ, проводимых в нашей республике. «Оранжевые революции» стали возможными во многом из-за того, что в течение последних лет правительства указанных государств систематически запаздывали с реформами, что привело к нарастанию социального недовольства и параличу власти.
Вместе с тем необходимо отметить тот очевидный и подтвержденный неоднократно мировым опытом факт, что демократия не может быть навязана обществу извне. Гражданское общество и демократические институты должны пройти определенную эволюцию, «вызреть» и стать частью политической культуры страны.
Под воздействием социально-политических процессов в России и в соседних с Казахстаном странах Средней Азии усиливается роль религиозного фактора, который сопровождается распространением религиозного экстремизма и религиозной нетерпимости, угрожающих взаимопониманию и согласию между представителями различных этносов, проживающих в регионе.
Вопросы борьбы с экологическими бедствиями, эпидемическими заболеваниями также требуют совместных действий стран региона. Зонами экологической катастрофы, доставшимися республикам Средней Азии в наследство от СССР, продолжают оставаться территория Семипалатинского ядерного полигона и опустыненные засоленные территории в бассейне Аральского моря. Огромные массивы земли в настоящее время оказались непригодными для человеческой жизнедеятельности. Не поддается подсчету колоссальный ущерб, нанесенный экономикам стран региона и здоровью населения.
Государственными природоохранными органами стран региона по-прежнему недостаточное внимание уделяется проблемам деградации окружающей среды и сохранения исторически сложившихся уникальных экосистем и мест обитания редких и ценных видов флоры и фауны. Наступление человека на природу и хищническая хозяйственная деятельность, ориентированная на быструю прибыль, способствуют истощению биоресурсов и дальнейшему ухудшению экологической ситуации. Реальную угрозу численности многих редких видов представляет незаконная добыча и торговля дикими животными. С недавнего времени проблема усугубляется значительным увеличением площади эксплуатируемых районов добычи природных ископаемых, что имеет серьезные последствия для экосистемы республики.
Новой проблемой, созданной уже в результате производственной деятельности новых независимых государств, является загрязнение шельфа Каспийского моря.
Таким образом, обеспечение полноправного участия стран региона в глобальной экономике возможно исключительно в условиях региональной интеграции. При этом Казахстан, успешно демонстрирующий эффективность своей экономической модели и устойчивость политической системы, готов быть «региональным локомотивом среднеазиатской экономики». Это предполагает углубление сотрудничества не только в экономике, но и в политической, культурно-гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Как подчеркивает Глава Казахстана, «мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества» [3].
Литература
1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 1 марта 2007 г.). - http:// www.akorda.kz.
2. Там же. 2.
3. Там же.
Статья опубликована в журнале «Analytic» ?3-2007