CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Мама, забери меня с собой!

11 октября 2007

Мама, забери меня с собой!

11.10.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 19 (63) Октябрь 2007

Сахира Назарова (Ош)

60% трудоспособного населения Кыргызстана выезжают на заработки за границу. Из них примерно половина - женщины. Недавно Кымбат узаконила свое пребывание в Новосибирске: «В России работаю несколько лет. Вот уже получила российское гражданство. Но проблема в том, что мой ребенок не гражданин России».

С распадом Советского Союза перед многими женщинами встала проблема: как прокормить семью, детей. Кымбат по образованию экономист, с мужем развелась в далекие 90-е годы. Одна воспитывает дочь: «Работала в социальной защите. Денег не хватало. Купишь продукты, на одежду не остается и наоборот. На руках маленький ребенок. Смотрю на других женщин, они вовсю ездят в Россию и Казахстан на заработки. Думаю, чем я хуже, что я теряю. Поехала в Новосибирск».

Директор школы-гимназии ?17 имени Ю.А.Гагарина Акылбек Ташбаев понимает причины трудовой миграции: «Сколько наше правительство не повышает зарплаты, все равно людям не хватает на жизнь. Это настоящий бой по карману. Народ мигрирует в Корею, Россию, Казахстан не от хорошей жизни. Пока в стране не будет нормальных заработков, количество мигрантов не уменьшится».

Точное количество мигрантов неизвестно. По словам Аката Момунова, председателя Ошского областного комитета по миграции и занятости, они пытались вести подсчет людей по местам отбытия (вокзалам), но результатов это не дало. «Учета нет. Мы знаем количество зарегистрированных, легальных мигрантов»,- и уточняет: «В прошлом году мы проводили подворный опрос. Выяснили, что по области (исключая город Ош) 83 тыс. мигрантов находятся в России и Казахстане. В прошлом году из области 4500 граждан выехали в Казахстан. Это только количество официально отправленных людей. По неофициальным данным, примерно 8 тысяч».

Пока Кымбат обустраивалась в Новосибирске, ее дочь Мээрим жила у бабушки в аиле. Кымбат иногда приезжала в Ош, купила квартиру и поселила там близких родственников. «Я им так сказала, чтобы жили, но и пусть моя Мээримка тоже живет с ними и ходит в городскую школу».

В первый класс в 1998 году девочка пошла учиться в среднюю школу ?4. Мээрим рассказывает: «Без мамы плохо. Общались только по телефону. Каждый вечер я сидела и гипнотизировала его: когда мама позвонит».

Кымбат говорит, что дочка постоянно просилась к ней: «В трубку плачет: «Забери меня, мамочка!» Куда? Я живу на съемной квартире. Нас таких пять взрослых человек. Целый день торгую на рынке».

Но Кымбат все же решила увезти ребенка с собой. В 6-й класс Мээрим пошла в Новосибирскую школу. Вот тут она поняла, что слишком отличается от всех в классе. «С первого дня мне говорили: «Ты не русская, у тебя глаза черные, волосы черные». Приходилось всем объяснять, что я киргизка, из Киргизии».

Через несколько лет пришло время получать паспорт Российской Федерации. Обнаружилась проблема. «Я виновата», - говорит Кымбат. - «Вовремя не записала дочку в лист выбытия на родине. Поэтому моя дочка не смогла получить российский паспорт».

К тому же, отсутствие нормальных жилищных условий начало сказываться на поведении дочери. Женщина рассудила: «В Новосибирске нет квартиры, в Оше есть трехкомнатная в центре города. Думаю, пусть возвращается назад и оканчивает школу в Оше».

Мээрим пришлось вернуться в Ош. Она пошла в 10 класс той же самой школы, где когда-то училась. Девочка весело рассказывает: «Директор, добрая женщина, посмотрела на мой аттестат. У меня хорошие оценки. Она сразу отвела меня в тот класс, где я училась. Правда, многие ученики уехали, знакомиться пришлось заново».

Сейчас девочка живет с близкими родственниками, но большую часть времени предоставлена самой себе. Сама учится планировать свой бюджет, сама решает свои подростковые проблемы. «В школе нормально, только есть трудности с кыргызским языком. Я его не забыла, свободно разговариваю, но грамматику хорошо не знаю»,- вздыхает девочка.

Мээрим привыкла к переменам, только не может привыкнуть к разлуке с матерью, которая вновь уезжает в Новосибирск. Семью из двух человек разлучили границы. Теперь мама и дочь - граждане разных государств.

Наргиза Ештаева, руководитель неправительственной организации «Аялзат», считает, что проблема разлучения родителей с детьми негативно отражается на последних. «Родители могут помочь ребенку, например, отец - как друг, мать - подруга. Иногда дети остаются с пожилыми дедушками и бабушками. Но престарелые люди сами нуждаются в помощи. Они не всегда могут уследить за ребенком».

Но бывает так, что на заработках находятся оба родителя. 12-летняя Айнура не видела папу и маму уже несколько лет. Они трудятся в России. Девочка попеременно живет то у одних родственников, то у других. У дяди была няней двух мальчиков, потом там девочка родилась. Айнура ночами не спала, укачивая ляльку. Днем выгуливала братиков. После обеда бежала в школу. Училась средне, времени на уроки не хватало. «Школу не очень люблю», - говорит девочка.- «Учителя плохие оценки ставят. Школьную форму требуют. Когда братики болеют, я с ними дома сижу, меня в школе ругают за пропуски».

Через некоторое время дядины дети подросли, пошли в детский сад. Айнуру забрала тетя. И тете нужна няня - маленький ребенок. История повторяется, с той лишь разницей, что тетя более состоятельная. Айнура прилично одета, сыта, больше свободного времени. «У тети лучше», - улыбается Айнура, - «Всего один ребенок».

Айнура ждет, когда вырастет и станет взрослой. «Уеду к маме и папе в Россию. Все мои братья и сестры там живут и работают. Очень хочу жить с ними».

Как директор учебного заведения, Акылбек Ташбаев тревожится: «Например, в нашей школе количество детей, чьи родители уехали на заработки, достигает 20%. Иногда один из родителей отсутствует, иногда оба на заработках. Такая ситуация вызывает опасения. Как правило, такие дети находятся в школе без подобающей форменной одежды. Бывает, опаздывают, у них ниже успеваемость. Они чаще становятся правонарушителями. Кого из таких не спроси «Где твои родители?», один ответ: «Уехали на заработки».

Старший инспектор отдела охраны общественного порядка г.Ош Мамат Бектемиров приводит такие цифры: «50% правонарушителей те ребята, у кого родители в отъезде».

«Это другая сторона медали», - соглашается Наргиза Ештаева. - «Родители деньги отправляют, все нормально. Ребенок может пойти в другую сторону. Попробует один раз наркотики, алкоголь, может ему понравиться. А что? Деньги есть, свобода есть. Дети начинают самовольничать. Когда понимаешь, что сегодняшняя молодежь, это наше будущее завтра, становится немного страшно. Сейчас ведь детей оставляют даже чужим людям, соседям. Чужой человек никогда не заменит родного. Не будет досконально интересоваться, как дела, что в школе. А потом общество задает вопрос: откуда хулиганы берутся? Общество вырастает из семьи. Все идет из дома. Какое будет воспитание, такое будет общество. Если мы хотим поменять общество, надо начинать с семьи».

Если семья, большую часть времени занятая собственными заботами, кто будет заниматься воспитанием детей?

Акылбек Ташбаев отмечает, что в их школе нагрузка по воспитанию таких детей перекладывается на классных руководителей: «Я начинаю требовать с них. Я бы всем классным руководителям памятники поставил бы за их труд. И в школе, и после школы они стараются для детей».

ca-oasis.info

Предыдущая статьяБезропотность в цене
Следующая статьяКто закончит Рогун?