Может ли Ислам Каримов «проиграть» президентские выборы?
15 октября 2007 10:31, iamik.ru
«В пределах вратарской площадки атаковать вратаря не разрешается».
Из правил игры в футбол.
Мне уже не раз приходилось высказывать свое мнение о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов всё-таки не станет участвовать в борьбе за продление срока своего правления, откажется сам, хотя мнение это основывается только на интуиции, потому как рациональному объяснению его (Каримова) поступки в последнее время не поддаются. Отдельные обозреватели сегодня сравнивают Каримова с прозорливым шахматистом, который, якобы, уже «просчитал» все ходы, предусмотрел дальнейшее развитие баталии и наперед видит собственную победу, но до поры до времени скрывает свои эмоции в предвкушении грядущих оваций. Однако бывает порой, что за кажущимся глубокомыслием прячутся самые незамысловатые устремления и не стоит нам уподобляться васюкинским «любителям острых шахматных ощущений», изначально склонившихся перед авторитетом «гроссмейстера» Остапа Бендера. Сегодняшний Ислам Каримов уже не тот, каким он был ещё несколько лет тому назад, поиссякли его бодрость, надменность, самоуверенность, исчезли прежний лоск и победительный блеск в глазах. На последнем саммите в Бишкеке, («тройном», как забытый народный одеколон), выглядел узбекский президент довольно тускло. Укатали, видимо, сивку крутые горки. Телевизионные камеры упорно (сознательно?) не фиксируют своё внимание на Исламе Абдуганиевиче, коллеги чураются его, как зачумленного. Где ваши кинжальные политические предложения, Ислам-ака, содержательные «постановочные» вопросы? Где ваши навязчивые, но при этом и конструктивные рекомендации по «углублению» неустанной борьбы с «международным терроризмом»? Исподволь наблюдая за саммитом в таджикской столице, лично я убедился в том, что организованный откровенно и бесхитростно, натурально состоялся (инициированный Рахмоном и поддержанный Путиным), факт неприкрытой обструкции узбекскому лидеру! Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Поэтому вместо «шахматной» аналогии мне в данном конкретном случае ближе «охотничья». Представьте раненного матёрого кабана-секача, преследуемого охотниками и затаившегося в топких зарослях. Силы у него еще есть, рана не смертельная и лютой злобой горят маленькие глазки за зеленой стеной зарослей. Горе незадачливому охотнику, осмелившемуся приблизится хотя бы на десяток метров к грозному вепрю - последнее, что он услышит в жизни, будет шуршание раздираемого грузной тушей камыша. Словно пружиной выброшенный зверь ударит с маху, опрокинет охотника, сломает, порвет клыками. Но все это не страшит опытных зверобоев. К притаившемуся секачу приближается крохотный, юркий ягдтерьер, неистовый и упрямый, порода, специально выведенная для кабаньей охоты, прыгает перед удивленным чудовищем, свирепо лает и норовит вцепиться в самый кончик кабаньего рыла. Вепрь не выдерживает такой наглости и делает шаг-другой навстречу отважной собачонке. Минута и кабан оказывается на открытой прогалине, а ягдтерьер вертится вокруг него, совершает прыжки и увертки, стараясь развернуть, подставить секача боком к подоспевшим охотникам. И всё:
- : чтобы отрезать пути великану,
Оружия нету надежней двустволки,
Имеющей
В каждом стволе по жакану...
(Анатолий Клещенко)
Финал предрешен, и вот уже удачливые охотники исполняют незамысловатый ритуал, именуемый - «чарка на крови». O'key, представим себе, что Ислам Абдуганиевич всё-таки принял роковое для себя решение - отказаться от преемника и самому баллотироваться на пост президента республики от УзЛиДеП, а также попытаемся оценить, «прокачать» сложившееся при этом положение.
-Бросается в глаза странное молчание действующего президента, он до сих пор даже полусловом не обмолвился о своих реальных намерениях, молчат официозные СМИ, помалкивает его окружение.
-Всех наметившихся соискателей президентского кресла: этих фармацевтов, учителей, торгашей, журналистов и правозащитников нельзя назвать даже пешками в предстоящей игре, так - «конфетти на ветру», президентство никому из них «не светит».
- До настоящего времени не объявлена конкретная дата предстоящего решающего съезда УзЛиДеП, хотя, казалось бы, в этом не должно быть никакого секрета. Скорее всего, это мероприятие произойдет в самый последний из ноябрьских дней, когда еще возможна регистрация кандидатов на президентский пост в ЦИК.
Нанижем-ка все эти факты, как бусинки, на одну нитку.
И по всему получается, что Ислам Каримов, подобно раненному кабану, затаился в ожидании, - а не выскочит ли внезапно на «политическую прогалину» новый, по-настоящему реальный претендент?! Опасается, выходит, наш Каримов и серьёзно опасается, замер в ожидании неприятности. Что ж, понять его можно. Пока в ходе избирательной компании не допущено ни одного формального нарушения Конституции нынешний президент находится в поле действия закона, как футбольный вратарь во вратарской площадке, но, покинув это поле, он может быть немедленно и жестко атакован. Дав своё согласие в N-ный раз баллотироваться на пост президента, Ислам Каримов автоматически становится «вне закона». Напряженное ожидание появления настоящего конкурента - вот вам и объяснение пока царящего в стране «молчания ягнят»!
Имеются ли в сегодняшнем Узбекистане действенные силы, способные определенными способами, скрытыми или явными, препятствовать намерениям Ислама Каримова? Классическая теория гласит, что для подобного переворота необходима крепкая партия профессиональных революционеров, имеющая популистскую программу и харизматического вождя. Подобные структуры ныне отсутствуют как внутри Узбекистана, так и за его пределами. Но на сегодняшний день, как впрочем и в далеком прошлом, политическую партию, как эрзац, может вполне заменить некоторая силовая «корпоративная общность». В допетровские времена российский трон содрогался от стрелецких бунтов, византийские преторианцы сами решали участь басилевсов. Припомним и то, как заговор против Никиты Хрущева не обошелся без самого активного участия руководителей КГБ. Любой тоталитарный и даже авторитарный режим в своем чреве сам вынашивает подобную угрозу. Спецслужбы набирают силу, пользуясь покровителем лидера страны, подчиняют себе фактически все институты государства и начинают жить собственной, автономной жизнью. В той же сегодняшней России война между двумя племенами чекистов как бы сама собой стала легитимной и фактически перешла в открытою (!) фазу. В узбекской СНБ, не имеющей действенных противовесов, в настоящее время сосредоточены неимоверные властные и административные ресурсы. СНБ, и в частности её руководитель, вполне созрели для решения самых масштабных политических задач.
Так чего (или кого) опасается президент Каримов, имеются ли уязвимые места в его, возможно далеко идущих, намерениях? Как ни странно, но такая «ахиллесова пята» видна невооруженным глазом, - это пресловутый узбекский Конституционный суд, самый конституционный суд в мире. Исходя из предположения, что кандидатура Каримова будет представлена на рассмотрение ЦИК в самый последний из возможных сроков, Конституционному суду для окончательной развязки достаточно просто заявить о незаконности данной акции! Посидел и слазь! И всё, и «отговорила роща золотая»! Можно апеллировать, только времечко уже ушло, тю-тю времечко! Но как противникам Каримова найти «подходы» к Конституционному суду? Для этого существует абсолютно тривиальное решение, для исполнения которого необходимы деньги и гарантии безопасности «отважным» судьям при неудачном раскладе. Деньги по мировым масштабам совсем незначительные, узбекские судьи привыкли продаваться по бросовой цене! Что же касается гарантий безопасности, то в качестве их сойдут и паспорта с визой зарубежных государств. Да, я согласен - такой план, по сути, глубоко аморален, но где проходит та черта, отделяющая нравственные поступки от безнравственных в борьбе против узурпатора, который сам нарушил Основной Закон республики?! Вот и представим себе, что в самый последний момент Конституционный суд снимает кандидатуру Ислама Каримова и тут же, буквально через час, ЦИК регистрирует новую кандидатуру, допустим, того же генерала "Х"! Может ли Каримов для себя исключать такую возможность? Стоит ли, если хорошенько всё взвесить, Исламу Абдуганиевичу без оглядки отказываться от преемника? То-то!
Узбекский народ в своей массе крайне инертен, на улицы с протестом не выйдет, но при этом падок наш «электорат» на щедрые обещания. Вовремя организованная раздача бесплатных продуктов сегодня может значить больше, чем все вместе взятые «голоса» зарубежных радиостанций. Эй, узбекские бизнесмены, к вам обращаюсь я, друзья мои! Хуже того положения, в котором вы все находитесь сегодня, уже не будет! Проявите щедрость, - за раздачу муки и хлопкового масла нуждающимся вам впоследствии воздастся с торицей! А в процессе благотворительности можно и ненароком намекнуть страждущим на возможность свободы (!) волеизъявления на выборах. Слово идущее рядом с хлебом порой бывает действенней пули! Для приготовления «выборного» пирога необходима закваска, - и она имеется у узбекского народа. Ближе к декабрю со всего света вернутся к своим родным очагам гастарбайтеры, они посмотрели на мир, хлебнули лиха и хорошо усвоили что почем! Им и карты в руки! С ними, находящимися за границей уже сейчас ведется «определенная разъяснительная работа», сравнимая разве что с той, которую вели большевики с кронштадтскими матросами. По свидетельству очевидцев, «пропагандисты» отнюдь не похожи на религиозных проповедников, действуют открыто, не скрываясь, в большинстве своём не являются этническими узбеками, опрятно одеты. Неторопливые разговоры с собравшимися за чашкой чая идут о том, что скоро наступит «новая, достойная жизнь», и что именно для этого необходимо сделать у себя на Родине.
Кто хотя бы один раз участвовал в выборах на просторах современного Узбекистана, наверняка имеет представление о том, что на избирательных участках первыми скрипками являются не председатели избирательных комиссий, а представители «компетентных органов», назначенные для контроля над соблюдением всей процедуры. Только они, «присматривающие», реально командуют парадом и последнее слово всегда за ними. Если этим «сотрудникам» будет официально поручено обеспечить беспристрастность, без кавычек, подсчёта голосов, то приказание будет исполнено со всей тщательностью!
А теперь на фоне всего вышесказанного обратимся к последнему визиту руководителя российского ФСБ Николая Патрушева в Бухару для встречи со своим узбекским коллегой Рустамом Иноятовым. Выводов делать не будем, а просто зададимся некоторыми вопросами, вызывающими крайнее недоумение. Почему Патрушев сам прилетел в Узбекистан, а не наоборот? Если горе кто-то не позволяет идти к Магомету, то Магомет, выходит, сам идет к горе? Как Патрушев мог оставить свой пост в самый разгар политических скандалов вокруг его ведомства? Значит, есть дело поважнее, магнит попритягательней? Разве недостаточно тех многочисленных взаимных соглашений по совместной «борьбе с международным терроризмом», уже имеющихся в рамках ОДКБ и иже с ним? Почему встреча проходила в Бухаре, а не в Ташкенте, ведь не древними же памятниками прилетал любоваться такой занятой человек, как Патрушев? А может быть, встречался Патрушев с Иноятовым вдали от столицы только для того, чтобы тем самым избежать нелицеприятной встречи лично с Исламом Каримовым? И, наконец, не напоминает ли подобное рандеву акт вручения Рустаму Иноятову мандата на предстоящее царствование? Предоставляю читателю возможность самому ответить на эти вопросы.
Нынче даже один, самый маленький, но неверный шажок может кардинально разрушить планы Ислама Каримова, если только он не одумается и не покорится своей участи. Вынудить его на совершение непоправимой ошибки могут различные «раздражающие» факторы. Таковыми могут статься выступления прессы (возможно, что и внутри республики), высказывания видных политических деятелей, резкое ухудшение экономической обстановки внутри страны и проч. Короче, нечто вроде крохотного ягдтерьера с оскаленными клыками:
: Раненный секач чувствует, как вместе с горячей кровью силы медленно оставляет прежде могучее тело. От нестерпимого лая мечущегося перед его мордой пса ненавистью наливаются кабаньи глаза, дрожь пробегает по туловищу. Вепрь не выдерживает, поднимается на подкашивающихся ногах и делает шаг вперед, за ним другой. Неизвестно откуда возникают отвратительные запахи опасности и доносятся звуки взводимых курков:
Ядгор Норбутаев