Эдуард Полетаев: «Казахстанским инвесторам нужна предсказуемая элита в Кыргызстане и нужна гарантия того, что смена власти не произойдет в ближайшее время»
15.10.2007, Bishkek Press Club
ВРС обратился за комментарием к известному казахстанскому политологу Эдуарду Полетаеву, который рассказал о том, как в Казахстане расценивают ситуацию, происходящую в Кыргызстане. Эксперт также дал свое предположение о том, какими будут итоги референдума и парламентских выборов в Кыргызстане.
BPC: Как экспертное сообщество Казахстана расценивает ситуацию в Кыргызстане? Эдуард Полетаев: На мой взгляд, в отличие от многих других событий, которые приковывали серьезное внимание казахстанских экспертов и простых наблюдателей, события с конституцией не вызвали особого ажиотажа, более того, они вообще не были освещены многими, в том числе республиканскими, СМИ. Почему это произошло? Наверное, потому, что игры с Конституцией, которые происходят в Кыргызстане на протяжении нескольких лет - как я понимаю, сейчас рассматривается вопрос о седьмой редакции основного закона, оказались "замыленными" в глазах казахстанцев, которые воспринимают это, по большей части, как попытки Бакиева окончательно укрепить свою власть. На референдум, как известно, выносятся два вопроса, и последствия голосования кыргызстанцев могут обеспечить президенту серьезный карт-бланш, как минимум, до 2010 года.
И второй причиной является то, что у Казахстана в настоящее время достаточно своих проблем. В отличие от многих других месяцев этого года, когда экономика и политика страны демонстрировали свою успешность, после выборов в Мажилис парламента, фактически, случился кризис на строительном рынке. Ипотечный кризис США оказывал свое влияние на работу банков, повысились цены на продукты питания и на электричество. В Казахстане еще не отошли от последствий выборов, проведенных 18 августа. Поэтому экспертная оценка, в основном, сводилась к внутриполитической ситуации в стране, а на то, что происходило в Кыргызстане, особого внимания не обращалось. Тем более, что казахстанцы привыкли к тому, что Кыргызстан, в отличие от Казахстана, ведет свою политику более эффектно для камеры и микрофона. Я имею в виду, что здесь публичная площадная демократия в лучшей степени развита, чем в Казахстане. И, судя по реакции журналистов, мы не видели, по крайней мере, в течение нескольких месяцев, каких-либо значительных акций протеста. То есть, укрепление авторитарной власти Бакиева большей частью идет уже на кабинетном уровне.
Поэтому, хоть это и звучит цинично, раз нет поджогов магазинов, избиений демонстрантов, то с точки зрения простого казахстанского обывателя, вроде как, в Кыргызстане все спокойно. Хотя, на самом деле, если вникнуть в суть вещей, "подковерные" движения идут достаточно сильно. Но получается так, что Бакиев, на мой взгляд, пытается просто-напросто закрепить существующее положение вещей в противостоянии с оппозицией. Сейчас Бакиеву активные публичные методы борьбы с противниками не нужны. Более того, прогнозы многих, что осенью обострится политическая обстановка в Кыргызстане, также, как видим, пока не оправдываются. И вряд ли найдется такая сила, которая сможет помешать Бакиеву провести этот референдум.
BPC: Какими вы видите итоги референдума и парламентских выборов в Кыргызстане?
Эдуард Полетаев: Я думаю, что выборы, наверное, пройдут в начале следующего года, как я понимаю, все это не так быстро делается. Бакиев "продавит", на мой взгляд, свои пожелания. Референдум состоится. Если бойкот и будет объявлен, то это будет только на пользу Бакиеву, потому что, как показывает практика того же Казахстана, люди, несогласные с теми или иными инициативами, как правило, представляют собой критически настроенный электорат по отношению к действующей власти. И любой бойкот только поднимет проценты действующей власти за счет того, что пойдут голосовать те же бюджетники, пенсионеры и остальные люди, которые привыкли исполнять свой гражданский долг, не задумываясь о последствиях и целях этих мероприятий. Здесь кроется еще и проблема самого избирателя, то есть оценочно-волевой аспект его социализации в политике. Все-таки, в значительной степени он еще остался на эмоциональном уровне, и завоевать политическое уважение таких избирателей до сих пор легко популистскими лозунгами и обещаниями. А политиков, которые мыслят стратегически и пытаются вытащить страну на более качественный уровень, очень мало в Кыргызстане, также как и в Казахстане.
Тем более, что многие внешние наблюдатели надеются, что Курманбек Бакиев, если и не сделает Кыргызстан процветающей страной, то не будет давать поводов для беспокойства о состоянии общественно-политической ситуации в стране. Стабильность нужна, с точки зрения тех же глав соседних государств и простых казахстанцев, которые летом отправляются отдыхать на Ыссыкуль. В средствах массовой информации мы с удивлением читали о том, как Бишкек готовится к Саммиту ШОС. Столько информации было о том, что подготовка идет на таком высоком уровне, столько было так называемых перестраховок, что для России и Казахстана это было немного удивительно. Мероприятие такого уровня, как правило, проходит без помпезности и обращения такого внимания на безопасность. Поэтому, тот же самый Саммит - это показатель того, что ситуация еще далека от стабильности. Но, во всяком случае, мы со стороны воспринимаем это так. И чем дальше будет проходить укрепление Бакиева и его вертикали власти, судя по тому, что вынесено на референдум, у него будет больше контроля за региональными элитами, акимами, то соответственно и результаты ожидаемых выборов будут более-менее приемлемыми для власти.
И, в конце концов, выстраивание этой вертикали пойдет, на мой взгляд, на пользу всему обществу, и у Бакиева определенных сложностей, даже если где-то будут перекосы, не возникнет, потому что Кыргызстан все еще пользуется имиджем самой демократической страны в регионе. Претензий к Бакиеву, на самом деле нет, проблема в том, что он еще не вышел из состояния слабости и тех многих обещаний, которые давал он после того, как пришел к власти в 2005 году, но возможностей укрепить свою власть у него еще неограниченное количество. Посмотрите, например, на того же господина Саакашвили, президента Грузии: многие его действия по укреплению власти нельзя назвать демократическими, но внимание на это обращает, как ни странно, в основном, Россия, которая не считается демократической страной. Здесь Бакиев достаточно многое может позволить себе и получит поддержку элит соседних государств.
BPC: Может ли это изменить отношения между двумя странами?
Эдуард Полетаев: Я думаю, нет. Тем же казахстанским инвесторам нужна предсказуемая элита в Кыргызстане, с которой можно всегда договориться, и нужна гарантия того, что смена власти не произойдет в ближайшее время. Не секрет, что часть наших бизнесменов договаривалась еще во времена Акаева и потеряла определенную сумму, после того, как произошла перестановка сил, и поменялись правила игры. Это, кстати, мешает казахстанским инвестициям приходить на территорию Кыргызстану. А бизнесу, на самом деле, без разницы, демократические стандарты исповедует Кыргызстан или стремится скатиться к авторитарным тенденциям. Бизнесу нужны понятные предсказуемые правила игры, но, к сожалению, постсоветское пространство за редким исключением в лице Украины редко когда дает такие гарантии, если в стране нет авторитарной и жесткой системы власти. И бизнес привык договариваться все-таки с политиками, а, не опираясь на букву закона, которая, как мы знаем, может всегда меняться. В отношении той же Конституции на примере Кыргызстана это очень хорошо видно.
В общем, на мой взгляд, самая большая проблема из того, что происходит сейчас, это то, что уважение к Основному закону очень сильно дискредитировано. Когда люди знают, что главный закон страны можно менять в угоду политической конъюнктуре, амбициям политиков и так далее, то, все-таки, выстроить из всего этого государство с законопослушным населением очень тяжело, потому что приходит простое понимание, что обладание властью означает переписывание по желанию любого документа.
Интервью подготовила Дина Токбаева, BPC