Зачем Ирану этот саммит?
16.10.2007, Liter.KZ
Досым САТПАЕВ, политолог
Конечно, тема, связанная с определением правового статуса Каспия, будет одной из приоритетных, но в нынешних условиях и в среднесрочной перспективе консенсус невозможен.
Все, скорее всего, закончится подписанием Тегеранской декларации, подчеркивающей лишь необходимость дальнейших переговоров по решению этой проблемы, а также, по мнению ряда экспертов, некоторых рамочных соглашений по поводу условий рыболовства, судоходства на Каспии и иностранного присутствия.
Можно согласиться с некоторыми экспертами, которые считают, что одной из целей проведения данного саммита в Тегеране является желание Ирана использовать это мероприятие как часть своей PR-акции по повышению регионального статуса страны и ее авторитета на фоне кризиса в отношениях с Западом из-за иранской ядерной программы. Действительно, проведение таких международных встреч должно разрушить международную изоляцию Ирана, что наводит на мысль о том, что затягивание вопроса об определении правового статуса Каспия имеет для Тегерана также геополитическое значение, повышая значимость страны в Каспийском регионе.
Сейчас Ашхабад и Тегеран осознают, что окончательное решение в определении правового статуса Каспия упирается только в их несговорчивость. И, в отличие от Казахстана и Азербайджана, ни Туркменистану с его незначительными запасами нефти в Каспийском море, ни Ирану со своими ближневосточными запасами нет смысла торопиться с решением этого вопроса. Именно поэтому они выбрали тактику затягивания, при которой эти два государства ничего не теряют, но смеют надеяться, что это может принести свои плоды.
Есть еще один важный момент, который заставляет Иран участвовать в организации подобных саммитов. Для Тегерана Россия пока является лучшим противовесом США в этом регионе. Поэтому неудивительно, что еще одной темой каспийской встречи в Тегеране будет вопрос обеспечения региональной безопасности. Но Москва и Тегеран не считают этот союз прочным, видя друг в друге потенциальных региональных конкурентов в случае ослабления американского влияния на Каспии. Уже сейчас в России все больше крепнет убеждение, что решение правового определения статуса Каспия затягивается в первую очередь из-за позиции Ирана. Тегеран осознает опасность возможного столкновения с Россией и поэтому ищет солидный противовес в лице такого потенциального каспийского игрока, как Китай, который уже начал действовать в каспийском направлении.
Параллельно с этим, как и Персидский залив, Каспийский регион начинает приобретать явные признаки милитаризации, которые являются логическим продолжением все более тесного переплетения геополитики с геоэкономикой. Сейчас практически все прикаспийские государства начали активно увеличивать свое военное присутствие на Каспии. Но игнорирование Россией, Азербайджаном и Казахстаном позиции Исламской Республики Иран по поводу демилитаризации моря является дополнительным препятствием на пути достижения пятистороннего соглашения по юридическому статусу.