CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

24.kg

Икбалжан Мирсайитов: Данные о числе сторонников «Хизб ут-Тахрира» в Кыргызстане завышены в несколько раз

12 марта 2009

Икбалжан Мирсайитов: Данные о числе сторонников «Хизб ут-Тахрира» в Кыргызстане завышены в несколько раз

11/03-2009 13:56, Бишкек - ИА «24.kg», Жылдызбек ИБРАЛИЕВ

«Действующее в Кыргызстане отделение запрещенной религиозно-экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир» в настоящее время насчитывает в своих рядах не более двух тысяч человек», - заявил ИА «24.kg» независимый эксперт Икбалжан Мирсайитов.

Таким образом, его данные сильно разнятся со сведениями официальных силовых структур, заявляющих, что активных сторонников этой незаконной организации в республике около 15 тысяч человек. Он поделился с редакцией ИА «24.kg» своими прогнозами и взглядами на религиозную ситуацию в стране и угрозы в этой сфере.

Оппозиция не будет опираться на помощь религиозных радикалов

«Еще осенью 2008 года я слышал о таком возможном повороте событий. На самом деле необходимо исходить из того, что данные религиозно-политические организации, наподобие «Хизб ут-Тахрира», не приемлют светские формы власти и методы, предлагаемые политическими оппонентами действующей власти. К тому же, по моему мнению, сильной и единой оппозиции в Кыргызстане нет. Есть лишь отдельные политики, не умеющие выработать единую позицию и программу», - отмечает Икбалжан Мирсайитов.

Поэтому, на его взгляд, различные религиозно-политические организации смогут лишь выслушать оппозиционеров, но выступить с ними вместе - вряд ли. «К тому же это противоречит их идеологии», - подчеркивает эксперт.

Нет так широки ряды религиозных радикалов

Сведения об их числе разнятся. «Однако могу сказать с уверенностью, что к 2000 году число активных членов «Хизб ут-Тахрира» составляло около пяти тысяч. Эти люди тогда больше действовали в южных регионах Кыргызстана. Это объясняется в первую очередь не этническим вопросом, а удобным географическим положением. В частности, близостью соседних государств. Это выгодная площадка для выпуска своих листовок с критикой официальных властей стран региона на трех языках - кыргызском, таджикском и узбекском», - отмечает Икбалжан Мирсайитов.

Наличие трилингвистических агиток к тому же приводило правоохранительные органы Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана к недоумению и взаимным обвинениям. «Дескать, это ваша территория, вот вы и разбирайтесь. Радикалы также использовали фактор отсутствия четкого разделения границ», - добавляет эксперт.

Следующим моментом, который они использовали, является наличие большого числа маргинальной молодежи, которая номинально относится к мусульманам, но ведет светский образ жизни. «Это являлось хорошим полем деятельности эмиссаров религиозных организаций. Официальные власти подвергали жесткой критике деятельность «Хизб ут-Тахрира» и подобных ему течений. А он использовал свой принцип активизироваться именно там, где его идеям противодействуют», - объясняет Икбалжан Мирсайитов.

Поэтому сейчас меры, принимаемые Духовным управлением мусульман КР, правоохранительными органами, приводят к уменьшению числа сторонников данной запрещенной религиозно-экстремистской организации.

«Однако в связи с появлением в Чуйской области авиабаз Североатлантического альянса (НАТО) в 2001 году, а затем - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в городе Канте «Хизб ут-Тахрир» перенес активные действия в северные регионы республики», - отмечает Икбалжан Мирсайитов.

К тому же в 2007-2008 годах официальный Вашингтон подверг критике «Хизб ут-Тахрир», рассматривая его как угрозу своей деятельности. «Все это вкупе с деятельностью теологов и имамов приводит к уменьшению сторонников этой религиозно-экстремистской организации. И я считаю, что их общее число составляет сейчас в Кыргызстане не более двух тысяч человек», - заключает эксперт.

Лучше поздно, чем никогда

По словам Икбалжана Мирсайитова, правоохранительные органы потеряли контроль над ситуацией в Кыргызстане на заре деятельности «Хизб ут-Тахрира» - в конце 1990-х годов. «Более того, ряд правозащитных организаций выступали и до сих пор выступают в их поддержку и пытаются представить ее сторонников как «узников совести». На самом деле все несколько иначе. В Кыргызстане преобладающая часть населения - мусульмане, пусть и номинально. «Хизб ут-Тахрир» своими действиями вносит раскол в их среду. Если же принять во внимание, что штаб-квартира запрещенной партии находится в Лондоне, то я согласен с вашей версией, что это попытка внедрения контролируемого западными спецслужбами вируса в исламскую среду, как это было с учением Мухаммеда Аль-Ваххаба (основателя ваххабизма. - Прим. ИА «24.kg»), только в современных условиях. Цель этих действий заключается в том, чтобы мусульмане не представляли силу, которая может противодействовать Западу», - отмечает эксперт.

Уход американцев не снизит активности религиозных радикалов в регионе

Даже если военные американской авиабазы «Манас» покинут территорию республики 18 августа 2009 года, это мало отразится на деятельности «Хизб ут-Тахрира». «У него же программы и цели совсем другие. Во-первых, это культивация своих идей среди населения региона. Во-вторых, они стремятся изменить наше мировоззрение и политические цели. А США и их база были лишь формальным поводом для религиозных эмиссаров в решении активизировать свою деятельность на севере республики», - рассказывает Икбалжан Мирсайитов.

Он также сообщает, что «Хизб ут-Тахрир» активно преследуется в Саудовской Аравии, Пакистане, Турции, Иордании и других мусульманских странах. «У меня возникают большие сомнения в том, связано ли кыргызское отделение этой религиозной партии со своей штаб-квартирой. Радикальные действия (например, в Ноокате 2008 году) ее местных эмиссаров идут вразрез с идеями головного офиса в Лондоне и дают повод для подобного вывода. Образно говоря, вирус лондонской штаб-квартиры «Хизб ут-Тахрира» мутировал в Кыргызстане», - дополняет эксперт.

Хороший мулла паству не испортит

На сегодня в Духовном управлении мусульман Кыргызстана действуют несколько поколений. «Нынешнее, стоящее у руководства, воспитано еще в советское время. У него другие мировоззрение и методы работы. Ему на смену идет молодежь, обучавшаяся в мусульманских религиозных заведениях за рубежом. И, конечно, есть молодые люди, воспитанные старшим поколением. В итоге они борются между собой за влияние на верующих. Кое-кто из старших имамов принимает молодежь и ее взгляды, а кто-то - нет», - рассказывает Икбалжан Мирсайитов.

Другое дело, что нет новых подходов в проповедях и работе с населением. «И над этим необходимо работать», - отмечает эксперт.

24.kg

Предыдущая статьяПрезидент РК согласился с решением КС о признании поправок в законодательство по вопросам вероисповедания не соответствующими Конституции
Следующая статьяЦРУ заступилось за Иран